Воспоминания Нины Гармашовой

Первые камни.

Сыктывкар – город в южной части Заполярья, находится на слиянии рек Сысолы и Вычегды. Как и весь Коми-край он был местом ссылки.
Неизвестно, была ли в Сыктывкаре христианская община до 1943 года. Но по деревням Коми были верующие из ссыльных, были братья и сёстры из ссыльных немцев. Известно, что в 1920 году возникла небольшая группа евангелистов на территории Айкинской и Гамской волостей. Учение распространяли две студентки: К.Р. Каракчиева и Л.М. Канева, которые уверовали в Петрограде. Они создали Союз христианской молодёжи, где было до 20 юношей и девиц. В селе Ыб в 1922 году проповедовал о Христе Роман Патов. В 30-е годы группы баптистов были в Усть – Куломе, Сыктывкаре, посёлке Вок – Вад Сысольского района. К 1936 году нет сведений о верующих.
Но в 1943 году началось пробуждение в Сыктывкаре, далее – Печора, Княжпогост, Усть – Вымь, Воркута, Ухта. Там было много заключённых братьев. В 50-е годы начались встречи, поездки друг ко другу, общения.
В 1932 году из села Карамышево Псковской области прибыл в город Ухта Антонов Николай Антонович отбывать срок в 12 лет за веру в Христа. С началом войны он был мобилизован на фронт. Переживанием наполнилось сердце. Не желал видеть кровопролития. Брать постились, принося эту нужду Богу. И Бог услышал. На утренней молитве брат Вася сказал: «Коля, тебе на фронте не бывать». Довезли Николая до Сыктывкара и оставили в оборонной организации чинить обувь для фронтовиков. Жил в бараке в Заречье. По 10 человек было в комнате. Николай выходил в ночное время на берег Сысолы и молился, чтоб Бог послал собеседников. Евангелие он хранил в голенище сапог между подкладкой и кожей.
В это время прибыл из посёлка Мордино Попов Павел Васильевич. Он был мобилизован на лесоразработки в качестве надзирателя над ссыльными евреями и немцами. В суровые зимы не было на людях ни тёплой одежды, ни обуви. И он выдавал всем полный паёк. Начальник грозил, что накажет его за выдачу пайков тем, кто не выполнил норму.
Павел Васильевич покаялся в Архангельске, но крещён не был. Поздними вечерами уходил он к соснам и со слезами молился, чтобы Господь послал друзей – христиан. В июне 1943 года Павел сильно заболел и его отправили в Сыктывкар. Начальник его сказал: «Ты счастливчик, а то бы я тебя загнал…». С ним были жена Екатерина и дочь Галина. Семью Павла поместили в Заречье в дом, в котором было первое собрание. Этот дом и сегодня стоит. В один из дней услышал Павел повеление идти на левый берег реки. Он повиновался призыву. Там он увидел двух людей, которые сидя на бревне беседовали и молились. Одним из них был брат Антонов Николай Антонович. После радостной встречи Павел Васильевич взял к себе в семью Николая Антоновича.
В доме напротив жила Агния Александровна Тимофеева, вдова фронтовика с четырьмя детьми. Она ещё не знала истины. Однажды Николай Антонович рассказал о своём обращении. Бог осветил её сердце, она увидела всё худое в себе и покаялась. Стала усердно читать Евангелие, которое лежало до этого на дне сундука. У неё были подруги: Настя, Ида, Наташа. Она им рассказала, что приходил святой человек, как ангел, всё о Боге рассказывал. Они тоже пожелали послушать о Боге и пришли на другой день. А в начале 1944 года на реке Сысоле было первое крещение. Крещение приняли Павел Васильевич, его жена Екатерина, сестра жены Анна, дочь Галина, ученица 10-го класса (автор встретилась с ней в мае 2008 года – через 60 лет), и Агния Александровна. Так были положены первые камни для создания церкви в городе Сыктывкаре. Крестил брат Николай Антонович Антонов. В доме Поповых Николай Антонович совершил молитву над крещаемыми, затем совершили хлебопреломление. Было радостное общение с приближёнными. В конце сентября провели второе крещение. К этому времени власти уже устроили слежку за молодой церковью. Но Бог совершил чудо! На время крещения спустился такой туман, что ничего не было видно, а только слышно. Совершили крещение, молитву, спели гимн и туман стал рассеиваться. Преследующие не осилив тумана, ушли. Вступили в завет четыре души. Крещения проводили каждый год. К концу войны община уже зарегистрировалась. Собирались, в основном, на квартире Попова Павла Васильевича или в доме Агнии Александровны.
Закончилась война. Николай Антонович затосковал по родине (г.Псков). Ждал весны, но с первым пароходным гудком сжималось сердце. Как оставить молодую общину? Как-то посетили их братья. Они и посоветовали Антонову обзавестись семьёй в Сыктывкаре. Спросил их: «А кого вы мне посоветуете?» «Да вот сестру, у которой много детей», то есть Агнию Александровну. Братья позвали Агнию Александровну, спросили, выйдет ли она замуж за Николая Антоновича. А она говорит: «Стыдно обременять его моими детьми, да и сёстры одинокие есть». Николай Антонович ответил: «Дети нам не помешают». Молились об этой нужде, и Господь благословил. Бракосочетание состоялось 1 ноября 1945 года.
Однажды прошёл слух, что в посёлке Чит есть мужчина, который молился Богу. Пошли, разыскали. Это был одинокий и безбрачный брат Василий Иванович Угрюмов 1875 года рождения, который в 1936 году из села В.-Тойма Архангельской области был сослан в посёлок Чит. Там его определили чинить конскую сбрую, катать валенки. В Господа он уверовал ещё во время службы в царской армии. Уже в 1927 году организовывал молодёжные общения на берегу Северной Двины. Семь лет брат молился, чтобы Бог послал ему друзей и за пробуждение коми-народа. И Бог услышал его. Взяли его в свою семью Антоновы. Хотя и тесно было, но Василий Иванович был им как отец. Всеми любимый, кроткий, смиренный, благодарный Богу он прожил в семье Антоновых с 1945 года до своей кончины в 1968 году.
В 1952 году стали власти усиливать притеснение. Были приобщены к слежке и соседи. Пришлось собираться по домам, в лесу на полянах.
В июле 1956 года семье Антоновых дали участок в Тентюково, на улице Восточной. Было очень трудно Антоновым строиться (в семье было 8 детей), а власти не разрешали, чтобы кто-либо помогал им в строительстве. В этом доме с 1957 года были собрания.
Когда разрешили открыть Молитвенный дом на улице Советской, то группа немцев, из посёлка Красный Затон, присоединилась к церкви. Стали совершать совместные служения – одна проповедь на русском, вторая на немецком языках. В сентябре 1958 дом снесли.
Когда с немцев сняли «комендатуру», многие разъехались. С 1958 по 1960 много было бесед, посещений семей неверующих, совершались благовестия на катерах, на берегах рек, в посёлке. Количество членов церкви росло. Молодёжь была особенно ревностная. С Украины приехала семья Исаевых, их было 4 брата.
В 1961 году общиной был приобретён дом (переулок Депутатский №8).
Церковь росла. Она пережила и разделение, и отделение от церкви группы верующих из коми-народа. Сейчас три церкви живут и трудятся на ниве Божией в городе Сыктывкаре.

Нина Гармашова
Дочь первого пресвитера церкви г. Сыктывкар


Возврат к списку


АУДИО еще

"Чист ли ты?" (Молодежный хор)
О жизни Иосифа (Кобзарь Павел)
Проповедь "Юноши вы сильны" (Бахмутский Евгений)

СТАТЬИ еще


ОТВЕТЫ еще


задать вопрос

Полезные ссылки >>>