Об альтернативной гражданской службе в период мобилизации
Об альтернативной гражданской службе в период мобилизации

Об альтернативной гражданской службе в период мобилизации

В связи с массово поступающими запросами о порядке несения альтернативной службы (особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву)  и ее реализации в период мобилизации, юристом церкви подготовлены следующие правовые разъяснения.

Обращаем внимание, что данная статья рассматривает исключительно вопросы возможности несения альтернативной гражданской службы в период мобилизации, и не затрагивает иные вопросы ее несения как замены срочной воинской службы по призыву, вопросы отказа от несения службы и пр. 

Подчеркиваем, что приведенные здесь комментарии это исключительно попытка предоставить вам практическое понимание действующих правовых механизмов функционирования альтернативной гражданской службы в условиях мобилизации, а не призыв к действию или выражение позиции автора или официальной позиции церкви.


С момента зачисления в запас у гражданина могли сформироваться убеждения, противоречащие несению военной службы. По статье 59 (части 3) Конституции РФ люди, чьи убеждения или вероисповедание несовместимы с военной службой, имеют право на альтернативную гражданскую службу (АГС).

Закон «Об альтернативной гражданской службе» устанавливает следующее: «Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (статья 9).

Очевидно, что порядок реализации гражданами своего конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой в период мобилизации, в период военного положения и в военное время также должен быть регламентирован законодательным порядком. 

С одной стороны,

в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает: 

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; 

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; 

военное обучение в период военного положения и в военное время. 

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. 

То есть наличие альтернативной гражданской службы формально не отражено в нормах прямо регламентирующих вопросы мобилизации.

В то же время, 

согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ эти права и свободы не подлежат ограничению в период военного времени.  В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В силу ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. 

Федеральный закон "Об обороне" в ст. 19 устанавливает, что военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. Более подробно вопросы введения военного положения на территории Российской Федерации и его отмены, режима военного положения, обязанности граждан при введении военного положения и ограничения в связи с этим их прав, а также другие подобные вопросы регламентируются Федеральным конституционным законом "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ.

Важным положением, закрепленным в вышеуказанной норме, является то, что в период действия военного положения в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации (в том числе, по-видимому, и конституционное право граждан Российской Федерации на замену военной службы альтернативной гражданской службой), на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. 

В п. 1 ст. 18 вышеназванного Федерального конституционного закона уточняются правовые основания таких ограничений, и в частности указывается, что в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено указанным Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами. 

Таким образом, можно сделать вывод, что конституционное право граждан Российской Федерации на замену военной службы альтернативной гражданской службой в период действия военного положения может быть ограничено только законодательным актом федерального уровня. Следовательно, ввиду отсутствия закона федерального уровня, ограничивающего указанные права граждан, они в период действия военного положения также имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. 

Закон "Об альтернативной гражданской службе" в  п. 1 ст. 1 и ст. 9 предполагает регулирование порядка и организации альтернативной гражданской службы в период мобилизации и военное время в соответствии с действующим законодательством.

Конституционный Суд РФ в Определении № 63-О от 22 мая 1996 года разъяснил, что буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон.

Однако до сих пор не урегулированы предусмотренные данной статьей вопросы организации и прохождения альтернативной гражданской службы в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Вызывает опасения то, что указанный правовой пробел может препятствовать реализации конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой при проведении призыва по мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Ряд правоприменителей порой объясняют это подходом,  при котором право на замену военной службы альтернативной возможно реализовать только в мирное время. По какому пути пойдет судебная практика пока сложно предугадать (с учетом времени объявления мобилизации она сложится не ранее чем через 3-4 месяца).

При этом на правительственном портале Объясняем.рф появился ответ на вопрос, в силу которого в период мобилизации альтернативной-гражданской службы нет. Считаем что с учетом вышеизложенного такое объяснение необоснованно, так как не является нормой федерального закона, тем не менее следует исходить из того что военные комиссариаты скорее всего будут исходить из позиции высказанной на данном портале. 

Существует правовая коллизия, ввиду того что действующее законодательство регулирующее мобилизацию и военное положение не содержит норм о порядке альтернативной гражданской службы в военное время и период мобилизации, в то же время конституционные нормы не исключают возможность несения альтернативной гражданской службы в военное время и период мобилизации.

Можно сделать вывод о том, что в период мобилизации, в период военного положения и в военное время лицо, чьим убеждениям несение военной службы противоречит, может ссылаться и просить заменить военную службы гражданской (так например в соответствии с п 3  ст. 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"  граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований). Следовательно, граждане, имеющие право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, в период мобилизации в силу вышеуказанных положений вместо призыва на военную службу могут также по решению военного комиссариата направляться и для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований. 

Обращаем внимание, что альтернативная гражданская служба не является отказом от несения как таковой службы государству и обществу  в условиях военного времени.  Важно быть готовым настаивать на том, что вы готовы исполнить обязанность гражданина без оружия в руках.

(альтернативная гражданская служба предполагает выполнение определенной трудовой функции в интересах общества и государства, возможно на самой передовой, но без оружия, в том числе работы в тылу, иные сложные работы в том числе возможно и в непосредственной близости боевых действий или на фронте). 

Следует иметь ввиду, что получение альтернативной гражданской службы довольно сложно происходило и в обычное время (для лиц, которым предстояло нести срочную службу по призыву, замена которой  подробно регламентирована законодательно). Такой способ несения службы перед государством на практике не приветствуется, порицается, сталкивается со значительными затруднениями (они вызваны во многом организационными проблемами ввиду незначительного количества избирающих альтернативную гражданскую службу граждан в общих масштабах, а также  недостаточной степенью ее  координации  на федеральном уровне). В условиях экстраординарности происходящих событий при отсутствии как детального законодательного регулирования, так и целостной стратегии альтернативной службы при мобилизации в масштабах всей Российской Федерации (а этот вопрос просто технически невозможно разрешить на уровне военного комиссара субъекта) мы смеем уверять что избрание альтернативной гражданской службы в период мобилизации заведомо обречено на трудности и значительные недопонимания, к которым следует быть готовыми. Аналогичные трудности присутствуют повсеместно (в том числе и за рубежом).

Мы считаем с практической точки зрения мало эффективными распространяемые в мессенджерах в настоящее время советы направлять в военкоматы от членов церквей с пацифистскими убеждениями заявления на альтернативную гражданскую службу до момента получения повестки. Во первых регламент рассмотрения таких заявлений установлен только для лиц призываемых к срочной службе и предусматривает обращение с подобными обращениями не менее чем за 6 мес. до даты призыва (за исключением ряда случаев). В связи с чем, отсутствуют формальные основания для отклонения подобных заявлений от лиц в период мобилизации (это практический совет, так как до вашего призыва при отсутствии повестки ваше заявление может рассматриваться как намерение несения службы в условиях мобилизации, вы вероятно будете приглашены на комиссию где вы получите с высокой степенью вероятности отказ в замене такой службы, при этом обратите на себя особое внимание, займете итак недостающее время загруженных в настоящее время сотрудников комиссариата). 

Подчеркиваем, что рекомендация не касается призываемых срочников, которым нужно согласно  части 1 статьи 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» подавать заявления об альтернативной гражданской службе: до 1 апреля – те, кто подлежит призыву в октябре – декабре текущего года, до 1 октября – те, кто подлежит призыву в апреле – июне следующего года.

Если же вы ранее отслужили в армии, после чего у вас сформировались твердые пацифистские убеждения - вам стоит подготовить заявление о замене военной службы - альтернативной гражданской службой в условиях мобилизации, в котором подробно раскрыть ваши пацифистские убеждения, период их формирования и обстоятельства, а также приложить краткую автобиографию и документы подтверждающие ваши убеждения (отзывы коллег, справки от церкви, характеристики, фотографии с крещения, церковных собраний и пр.), чтобы быть готовым направить его в военный комиссариат после получения повестки. 

Законопроект, обязывающий мужчин являться в военкомат самостоятельно без повестки, принят не был. Повестку вручают в руки по месту прописки или работы. Согласно статье 21.5 КоАП РФ, мужчина должен сообщать  в военкомат о смене места жительства, изменении в составе семьи и прочих деталях личной жизни, однако, если это упущено может грозить  —  штраф до 3000 рублей. За уклонение и от военной и от гражданской службы уголовная ответственность предусмотренная 328 УК РФ возникает в случае неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата  на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины, самовольное оставление пункта отправки к месту прохождения службы. Вручение повесток производится под расписку   установленными законодательством лицами. Уклонением также будет считаться отказ от получения повестки военного комиссариата в целях уклонения от несения службы (максимальная санкция до 2 лет лишения свободы). 

Если в ваш адрес вручена повестка, что может происходить непредвиденно на рабочем месте и пр., а ваши убеждения несовместимы с несением военной службы, предлагаем вам быть готовыми направить подготовленный пакет документов в адрес военного комиссара (лучше заранее до даты явки на пункт мобилизации).     

В условиях быстро меняющихся реалий мы призываем всех иметь чистую совесть, во всем поступать честно, полагаться на Господа и Его милость, быть мудрыми, рассматривая правовые нормы лишь как путь, но не безусловную опору в разрешении вопросов выполнения обязательств гражданина в военное время. В настоящее время развитие правоприменительной практики трудно прогнозировать и в случае если вы сталкиваетесь с правовыми затруднениями по вопросам несения службы мы советуем обращаться за консультациями. 

Что можно делать:

Подготовьтесь к предстоящим испытаниям: подготовьте и выдайте доверенности на имя родственников на управление вашим имуществом. Выдайте доверенность на юриста с высшим образованиям для поддержки вас в отношениях с военкоматом (в суде в ваше отсутствие подписывать и подавать административный иск может только лицо по доверенности с наличием высшего юридического образования согласно КАС РФ).

Тем, у кого есть мобилизационное предписание:

Это вкладыш, который кладут в военной билет при увольнении с военной службы. В нём указано, в течение какого времени и куда нужно явиться, если объявляют мобилизацию.

Если с момента увольнения с военной службы у гражданина появились убеждения, противоречащие военной службе, можно подать  заявления на отказ от военной службы по убеждениям и замену военной службы гражданскими обязанностями (АГС). Заявление стоит отправить в течение того же срока, который указан в предписании (повестке), на имя призывной комиссии по мобилизации.

Тем, кому прислали повестку:

Основанием для явки в военкомат является только повестка, которая вручена надлежащим образом — лично в руки призывнику под его подпись. 

Можно отправить заявление на отказ от военной службы по убеждениям и замену военной службы гражданскими обязанностями (АГС).  

Решение военного комиссариата о направлении в вооруженные силы до рассмотрения заявления о замене военной службы можно обжаловать.  В случае если вас заберут не рассмотрев заявление об альтернативной службе - юрист сможет обжаловать это решение военного комиссариата. 

В случае если комиссия все же соберется и рассмотрит ваше заявление и откажет вам, то в течении трех дней они должны дать мотивированный отказ. Вероятнее всего в случае вашей отправки только юрист сможет получить его для обжалования. 

Тем, у кого нет предписания или повестки:

Предлагаем заранее подготовить полный пакет документов для оформления альтернативной гражданской службы (заявление о замене, автобиографию, характеристики и иные свидетельские показания, фотографии с церковных мероприятий, справки от церкви и пр.).

Как и куда подавать заявление? В какие сроки?

При получении повестки следует отправить по почте заявление в призывную комиссию по мобилизации муниципального образования.  В заявлении можно ссылаться на статью 28 и 59 (часть 3) Конституции РФ, а также статью 9 закона об АГС, как на правовое основание обращения с заявлением. В заявлении нужно просить заменить военную службу по мобилизации на прохождение альтернативной гражданской службы; до обеспечения возможности прохождения альтернативной гражданской службы не осуществлять мероприятий по призыву на военную службу по мобилизации.

Сроков подачи заявления в случае мобилизации  не установлено, но мы рекомендуем подавать заявление незамедлительно при получении повестки в период мобилизации.

Какое решение может вынести призывная комиссия по мобилизации?

Пока не установлено порядка организации и прохождения АГС в период мобилизации, призывная комиссия, вероятно, откажет в замене военной службы по мобилизации на АГС. В этом случае следует обжаловать отказ в суд. При этом вы можете быть направлены в вооруженные силы, так как мотивированный ответ без которого невозможно обжаловать решение военного комиссариата в суд изготавливается в течении 3 рабочих дней.

Какая ответственность за уклонение от военной службы по мобилизации?

Статьей 328 УК установлена ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Максимальное наказание по ней - до 2 лет лишения свободы. Кроме того, за нарушение правил воинского учета установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа от 500 до 3000 рублей по статье 21.5 КоАП РФ. Однако, в случае если решением военной комиссии вы уже направлены на военные действия, отказ от выполнения приказа будет грозить до 10 лет лишения свободы.

Подчеркиваем, что приведенные здесь комментарии это исключительно попытка предоставить вам практическое понимание действующих правовых механизмов функционирования альтернативной гражданской службы в условиях мобилизации, а не призыв к действию или выражение позиции автора или официальной позиции церкви.

Независимо от способа несения службы в период мобилизации все граждане подчиняются положениям регулирующим режим военного времени или мобилизации.

Порядок проведения мобилизации установлен Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", в соответствии с которым под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени (п. 2 ст. 1). При этом указанным Федеральным законом предусматривается, что мобилизация в Российской Федерации может быть как общей, так и частичной. 

Обязанности граждан при проведении мобилизации изложены в ст. 10 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", в соответствии с которой они обязаны: 

1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; 

2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров; 

3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

Кроме того, гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров района или города (п. 2 ст. 21). 

В соответствии с п. 11 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541) в период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места временного пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан с указанием причины убытия и нового места жительства или места временного пребывания. 

Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

УСМАТРИВАЕМЫЙ ПОРЯДОК МОБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ НЕСУЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ:

Данный порядок смоделирован исходя из действующего регулирования по аналогии с военной службой. По вопросу организации альтернативной гражданской службы мы планируем обратиться с запросом в военный комиссариат. Пока вопрос о том, как будет организовано прохождение альтернативной гражданской службы в указанные периоды и как будут использованы лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу и зачисленные в запас Вооруженных Сил, остается открытым. Законодательство прямого ответа не дает. Можно предположить, что функции граждан, прошедших гражданскую службу, в период военного положения и в военное время могут свестись к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил. В составе Вооруженных Сил эти лица могут относиться к обеспечивающему медицинскому, интендантскому персоналу, военным юристам, корреспондентам, духовным лицам в составе Вооруженных Сил.

1. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, ведет призывная комиссия по мобилизации граждан, которая создается в субъекте РФ, районе, городе без районного деления или ином муниципальном (административно-территориальном) образовании.

2. Порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований установлен Положением о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216). 

В соответствии с названным Положением под призывом на военную службу и направлением на работу понимаются следующие мероприятия: 

а) объявление общей или частичной мобилизации; 

б) оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации; 

в) явка (доставка) граждан в пункты предварительного сбора военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно - территориальных) образований, пункты сбора субъектов Российской Федерации или непосредственно в воинские части, учреждения, военно - учебные заведения, на предприятия, в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и в специальные формирования (далее именуются воинские части и специальные формирования); 

г) доставка граждан из пунктов предварительного сбора (пунктов сбора) в воинские части и специальные формирования; 

д) документальное оформление факта призыва граждан на военную службу (направления на работу). 

Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации. 

Категории граждан, подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), а также имеющих отсрочки или не подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

3. В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени. 

Таким образом, при наличии предусмотренных законодательством оснований граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, могут заблаговременно приписываться к воинским частям (предназначаться в специальные формирования) для работы в военное время на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.

Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно - территориальных) образований и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами воинских частей и специальных формирований в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас. 

Граждане, работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на должностях гражданского персонала, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям (предназначению в специальные формирования). 

4. Решение о планируемом призыве на военную службу (направлению на работу) военными комиссарами заблаговременно доводится до граждан путем вручения им мобилизационных предписаний и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах. Кроме того, всем гражданам, приписанным к воинским частям (предназначенным в специальные формирования), а также гражданам, предназначенным в аппарат усиления военных комиссариатов, соответствующими военными комиссариатами (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) выписываются персональные повестки. Мобилизационные предписания и персональные повестки подписываются военными комиссарами (представителями федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас) и заверяются гербовыми печатями. 
Формы мобилизационного предписания и персональной повестки устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. 

5. Оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации и необходимости их явки на пункты предварительного сбора (пункты сбора) организует и проводит военный комиссариат совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления). К оповещению привлекаются должностные лица организаций и лица, предназначенные в аппарат усиления военных комиссариатов, при этом используются технические средства связи и посыльные. 

Для оповещения граждан по месту работы в организациях и в органах местного самоуправления создаются штабы оповещения и проведения оборонных мероприятий.

6. Для перевозки граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), используются прежде всего общественный пассажирский транспорт, пригородные поезда и суда, привлекается в установленном порядке автотранспорт организаций и автотранспорт, изъятый у граждан для укомплектования воинских частей и специальных формирований, следующий своим ходом в попутном направлении. 

Призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане направляются на пункты встречи пополнения воинских частей и специальных формирований либо на пункты сбора в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас. Для сопровождения граждан при их следовании из пунктов предварительного сбора и для их передачи в воинские части и специальные формирования на каждую команду назначается начальник из числа не подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу) граждан, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин запаса. Передача в воинские части и специальные формирования граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), осуществляется на пунктах приема личного состава воинских частей и специальных формирований или непосредственно на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас. 

7. Через пункты сбора осуществляется, как правило, отправка граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации. 

8. Непосредственно в воинские части и специальные формирования могут быть направлены призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане: 

а) привлекаемые к выполнению первоочередных работ в воинских частях и специальных формированиях при их переводе на организацию и состав военного времени;

б) работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму (по операционным кредитам или штатным расписаниям) и приписанные к ним (предназначенные в них). 

Сбор призываемых на военную службу (направляемых на работу) граждан, проживающих в сельской местности, и доставка их на пункты предварительного сбора (пункты сбора) производятся органами местного самоуправления. Передача указанных граждан сотрудникам военного комиссариата на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) осуществляется по именным спискам, заверенным руководителем органа местного самоуправления. Одновременно с именными списками представляются персональные повестки неоповещенных граждан с указанием причин их неоповещения. Форма именных списков устанавливается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. 

9. Призывать граждан на военную службу и направлять их на работу (в том числе и в добровольном порядке) минуя военные комиссариаты запрещается. Исключение составляют имеющие воинские звания офицеров граждане, пребывающие в запасе федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас. 

10. Паспорт и другие документы гражданина, призванного на военную службу (направляемого на работу), не изымаются. 

11. Гражданин считается призванным на военную службу (принятым на работу) после оформления факта призыва в его документах воинского учета и подписания командиром воинской части или специального формирования приказа о зачислении гражданина в списки воинской части или специального формирования и назначении на воинскую должность (должность гражданского персонала). 

12. Руководители организаций увольняют в установленном порядке граждан, призванных на военную службу (направленных на работу), на основании полученных ими извещений военных комиссариатов или федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас. 

13. При организации прохождения гражданами, имеющими право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, в период мобилизации и в военное время альтернативной гражданской службы следует учитывать механизм бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время, предусмотренный разд. VI Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Согласно ст. ст. 22 - 23 данного законодательного акта бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки. 

14. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения. 

В соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Согласно Федеральному конституционному закону "О военном положении" и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации. 

Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения. С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими. 

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона "Об обороне"). С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

ИСТОЧНИК: ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


Возврат к списку