1 января 2009

Как живут евангельские христиане - баптисты в Коми

Василий Легкий (первый пресвитер церкви "Христа-Спасителя" г. Сыктывкара): «Мы православным братья» Недавно православные верующие отметили один из главных христианских праздников – Рождество. Протестанты и католики традиционно празднуют эту дату 25 декабря. Но, оказывается, одна из протестантских церквей в Коми проводит рождественские службы также, как и православные - 7 января. Жителям столицы хорошо знаком краснокирпичный храм на территории полузаброшенного Мичуринского парка. Выстроенный чуть более десяти лет назад, ныне он стал настоящим украшением города. Некоторые сыктывкарцы почему-то убеждены, что в храме собираются православные или католики. Между тем, здесь находится «Церковь Христа» евангельских христиан-баптистов. С пресвитером этой церкви Василием Легким незадолго до Рождества встретился корреспондент «Коми народа». - Василий Иванович, как получилось, что в отличие от «григорианских» собратьев-протестантов на Западе, вы отмечаете Рождество по юлианскому стилю?- Вообще-то, мы празднуем Рождество дважды: 25 декабря, как в большинстве христианских стран, и 7 января, как это принято в современной России. Рождество у всех христиан одно, вот только даты две. Каждая церковь ЕХБ (евангельских христиан-баптистов) сама, без указаний «сверху», решает, когда отмечать Рождество. Мы решили, что самое удобное - праздновать дважды. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех христиан с праздником Рождества Христова.- Известно, что православие на Коми земле появилось в конце XIV века, и связано это событие с миссионерской деятельностью Стефана Пермского. А когда появились в наших краях евангельские христиане-баптисты? - В прошлом году наша община отпраздновала свое 60-летие. В 1943 году в Сыктывкаре прошли первые наши крещения. Однако баптисты здесь появились еще раньше, в разгар сталинских репрессий. Сосланные за веру невольно стали миссионерами. Сегодня общины ЕХБ существуют в Ухте, Сосногорске, Емве и в ряде сельских районов. Всего же в республике около 700 евангельских христиан–баптистов, принявших наше крещение. В сыктывкарской общине – около двухсот активных прихожан. - Помню, что лет 15 назад жители республики проявляли большой интерес к вашей церкви. Вы выступали с концертами, показывали фильмы, устраивали встречи. Поэтому люди охотно шли к вам. А сейчас неофиты появляются?- В начале 90-х наблюдался всплеск интереса ко всем религиям, и народ шел во все церкви. Сегодня интерес спал, поэтому количество членов церкви остается неизменным. Несмотря на то, что к нам можно свободно прийти и свободно от нас уйти, уходят очень редко. Я припоминаю только два таких случая. Приходящих в лоно церкви значительно больше. В год крестится чуть более десятка человек. Это те, кто постоянно ходит в церковь, покаялся, поскольку только после этого они могут принять крещение. В общину входят и наши дети, и те, кто приходит к нам «со стороны». Всегда много молодежи. Сегодня четверть членов нашей церкви моложе 25 лет. Людей влечет не конкретно наша церковь, а Господь. И если люди находят Бога у нас, то и идут к нам. Иногда к нам приходят те, кто уже побывали в других церквях, но их там что-то не устроило. У нас богослужение ведется на русском языке, чтение Слова Божьего, песнопения. Переходят к нам и из православия. - А как складываются отношения евангельских христиан с православной церковью?- У нас нет конфликтов или ссор. Как, впрочем, и дружеских контактов. Официально православная церковь относится к евангельским христианам-баптистам не как к сектантам, а как к инославным. Когда в Сыктывкар из Москвы с лекциями приезжал православный священник – специалист по сектам Александр Дворкин, я ходил на встречу с ним и спросил, являемся ли мы братьями для православных. Он ответил так: «Я не могу не назвать вас братьями». То есть, если убрать эти два «не» получится: «Я могу назвать вас братьями». Так что мы православным братья по вере. У нас с православными никогда не было споров по действительно важным – доктринальным понятиям: о Боге, о Христе. Как правило, разногласия возникают по мелочам. Единственный выпад православных против нас, который я помню, произошел три года назад. Мы показали в Объячево фильм «Иисус» и раздали Евангелия. После этого местный священник, не разобравшись, написал в местную газету, что в район приезжали сектанты.- Сейчас в домике в столичном местечке Париж, где ваша церковь собиралась почти сорок лет до постройки нового храма, проводят свои собрания адвентисты седьмого дня. В одном из московских протестантских храмов, где мне довелось побывать, по разным дням собираются баптисты и адвентисты. Значит ли это, что адвентисты – самые близкие ваши братья? - Нет. Просто они нуждались в помещение, и мы сдали им домик в аренду.- Минувшей весной сыктывкарцы были «осчастливлены» визитом проповедника-харизматика Дэвида Хасавея, который обещал исцеление всем желающим. Вы не были на его сеансах?- Нет. К деятельности Хасавея мы относимся крайне отрицательно. Перед его визитом мы предупредили своих членов церкви, чтобы они не ходили на эти выступления. У нас есть решение союза ЕХБ об отношении к неопятидесятникам. Мы во многом не разделяем их взгляды: например, на глоссолалию (говорение в состояние экстаза на неизвестных языках), на то, что верующие не должны болеть и обязаны быть богатыми. Также отрицательно мы относимся к свидетелям Иеговы. Это ложная религия, которую мы не признаем, и предупреждаем об этом и верующих, и неверующих. И, разумеется, отрицательно относимся к гадалкам, магам и колдунам. У нас сегодня нет возможности сказать всем об опасности, исходящей от них, поэтому мы говорим об этом только в стенах церкви. Обращаться к ним - грех перед Богом. - Наверняка, простых людей сегодня больше пугает не ставшие уже привычными «гадалки», а как раз-таки «баптисты»… - Действительно, в советское время этим словом всех пугали. Поэтому у старшего поколения настороженность осталась. Бывали случаи в районах, когда говоришь с людьми о Боге, а они с опаской относятся к нам, потому что мы без священнических ряс. Спрашивают: «А не из баптистов ли вы?» Я в свою очередь интересуюсь, а что они знают о баптистах. Люди отвечают, что баптисты, мол Христа отвергают, жертвы приносят и пьют кровь. Я предлагаю внимательно посмотреть на нас – настоящих баптистов, и увидеть, что не такие мы страшные, как рисовала нас советская пропаганда. После этого обычно диалог продолжается. Но молодое поколение, сознание которого не затронуто советской атеистической пропагандой, слова «баптист» уже не боится и воспринимает нас нормально.- В 1991 году ваша община начала строить новый храм. Поначалу строительство шло быстрыми темпами, но потом было заморожено. Второй этаж с главным залом, способным вместить полторы тысячи человек, так и остался незавершенным. Когда ваш храм будет достроен полностью?- Активное строительство продолжалось три года. В 1993 году здание было возведено. Потом работы затормозились из-за того, что в 1997 году с поддачи тогдашнего Главы республики Юрия Спиридонова нас замучили разного рода проверками, а наши банковские счета были арестованы. Нельзя сказать, что вопрос со счетами сейчас окончательно разрешен, но церковный совет работает в этом направлении. Сегодня самая большая наша проблема – долги перед строителями. Для нашей церкви эта сумма - неподъемная, но у нас есть имущество, которое поможет погасить долги. Сам храм за долги продать невозможно, так как церковное здание по суду признано неприкосновенным, и на него не может быть наложен арест. По документам здание построено на 83%. Осталось только довести до ума второй этаж – побелить и покрасить. Хотелось бы побыстрее завершить эту работу, но на все нужны средства. А снова залезать в долги мы не собираемся. Поэтому в наступившем году вряд ли удастся достроить, но мы надеемся решить наконец вопрос о выстроенном нами рядом с храмом реабилитационном центре. Его у нас отбирали за долги, однако по решению суда это здание нам вернули. Мы намерены его продать, а на вырученные средства достроить церковь и благоустроить территорию вокруг нее. В проекте предусмотрен даже подземный переход под Октябрьским проспектом перед входом в храм, поскольку здесь очень оживленное движение. - На какие же средства вы начинали строительство? - Больших средств у церкви не было и тогда. Строили на пожертвования. Например, республиканские леспромхозы дарили лесоматериалы, которые мы затем меняли на кирпичи. С Запада, если и приходила помощь, то незначительная. В основном строили своими силами. Время было такое, что люди шли в церковь и охотно жертвовали на строительство храмов. Сегодня отношение к религии изменилось. Думаю, что и на Стефановский собор жертвовать тоже стали меньше. - Почти двадцать лет сыктывкарской общиной ЕХБ руководил Павел Иванович Кобзарь. Четыре года назад незаметно для посторонних у вас произошла смена руководства. Чем сейчас занимается бывший пресвитер?- Сейчас он второй пресвитер общины. Раз в четыре года страна выбирает Президента, а наша церковь - нового пресвитера. Только, в отличие от президентской должности, срок пребывания на должности пресвитера не ограничен. Меня выбрали в 2001 году. Кобзарь был тогда старшим пресвитером по республике. Сейчас на этой должности ухтинец Петр Жиренков. - Сколько человек в штате сыктывкарской общины ЕХБ, и велико ли жалование церковных работников?- В штате только один человек - я. Зарплаты хватает лишь на прожиточный минимум. Бюджет церкви целиком складывается из пожертвований верующих. Каждый считает своим долгом поддерживать церковь, в том числе и материально. Фиксированного размера пожертвований нет – все по желанию и возможностям человека. Собранная сумма позволяет оплачивать свет, отопление первого этажа и другие нужды церкви. Естественно, что хватает далеко не на все. Наша церковь не ощущает большой помощи Запада, видимо, потому что мы слишком далеко от него находимся.- Между тем, в советское время Запад щедро снабжал Россию духовной литературой. Тогда только у вас можно было приобрести Библию. Хотя и стоила она тогда дорого, но люди выстраивались в очередь за Писанием…- Сейчас духовной литературы много, и мы можем подарить Евангелие всем желающим. У нас на входе постоянно стоит столик с бесплатной литературой. За месяц расходится несколько коробок книг. Есть в церкви и своя библиотека, куда записаться может каждый. - С вами я познакомился в 1988 году, когда вы только приехали в Сыктывкар. «Укоренились» на Севере?- Я родился на Брянщине в многодетной семье евангельских христиан. В Сыктывкар впервые приехал в гости к брату в 11-летнем возрасте. Понравилось здесь, и после окончания школы переехал сюда. Женился в 1994 году. За год до этого поступил в евангелическую богословскую академию в Санкт-Петербурге, закончил ее в 1996 году. Тогда же был рукоположен в дьяконское служение. Живу в поселке Красный Затон. Жена Наталия работает фельдшером. У нас два сына. Старшему 8 лет, младшему 6. Мы воспитываем детей на библейских принципах. - Вы считаете, вашим детям удастся избежать «тлетворного влияния» улицы?- В ребенке важно сформировать правильное отношение к тем или иным вещам. Нужно не просто запрещать плохое, а объяснить почему. Дети и сами прекрасно понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Разумеется, влияния улицы не избежать. Но когда у ребенка нормальная семья, к нему хорошо относятся, то для него мир семьи важнее и приятнее. И он всегда ориентируется на поведение своих родителей, во всем руководствуется их примером. Не менее важно руководствоваться Библией. В ней, например, не сказано, что нельзя употреблять наркотики и курить. Просто таких понятий в библейские времена не было. Но в Библии даны принципы и сказано: «кто разрушит храм Божий, того покарает Бог». Храм Божий - это человек, и если он принимает вредные для себя вещества, то он разрушает себя и грешит против Бога. - Наверное, существенное отличие вашей церкви от других в том, что евангельские христиане постоянно читают Библию и руководствуются ей. - Да. Не только в церкви, но и дома мы обязательно читаем Библию. Что и в каком объеме читать во Святом Писании, мы не указываем, каждый выбирает сам. Но советуем верующим ежегодно прочитывать Библию целиком. Для этого достаточно каждый день читать по четыре главы, что займет не более 20 минут в сутки. Многие места в Библии сейчас сложно понять. Поэтому в воскресенье на общем собрании мы изучаем Библию вместе. Для детей существует воскресная школа. Детскую Библию читают с того возраста, когда научатся читать. Когда пора перейти к «взрослому» изданию, человек решает сам. У нас в родительском доме на столе всегда лежала Библия, однако родители никогда не заставляли нас ее читать. Но я видел, что моя мама каждое утро ее читает. В первый раз я прочитал Евангелие на скорость – «заглатывая» целые главы и не вдумываясь в текст. Через год, в 15 лет, появилось желание все перечитать и понять. И главное – исполнять прочитанное. Не могу сказать, что даже сейчас мне в ней все понятно, так как достичь ее глубин невозможно. Если что-то я не могу понять своим человеческим разумом, то воспринимаю это верой.

Источник: Артур Артеев.

Внимание: При цитировании новостей с нашего сайта необходимо ставить работающую гиперссылку на сайт Baptistnorth.ru. Спасибо







Возврат к списку