История жизни: Лапокныш Григорий Семенович

История жизни: Лапокныш Григорий Семенович

Родился 21 августа 1903 года в Одессе. По профессии был кузнецом. В годы юности, как и многие молодые люди рабочего класса после революции, активно участвовал в политической жизни страны. В 1926 году стал кандидатом партии ВКПб, проявлял себя, как убежденного коммуниста-большевика, защищал права рабочего класса. Не смотря на активную жизненную позицию, долгое время страдал от алкогольной зависимости. В 1927 году на Костеобробатывающем заводе, где работал Григорий Семенович, начала действовать небольшая, но смелая группа Троцкистов-рабочих. На общих собраниях руководители ячейки Троцкого смело подвергали критике курс большевиков. Слушая выступления Троцкистов молодой Григорий Семенович стал симпатизировать их взглядам и впоследствии перешел на сторону партии Троцкого. Здесь он проявил себя, как активного оппозиционера: раздавал на улице агитационные листовки, участвовал в нелегальных собраниях, собирал среди рабочих деньги на поддержку семей высланных троцкистов, помогал в проработке троцкистких материалов. В связи с активной оппозиционной деятельностью в 1928 и 1929 году был дважды арестован и находился под следствием, но за неимением достаточных оснований был отпущен на свободу.

В 1930 году Григорий Семенович впервые стал посещать собрания верующих-баптистов. Под действием живой проповеди Евангелия он вскоре обратился ко Христу с покаянием, оставил прежний образ жизни и политическую деятельность, а в мае 1934 года принял крещение, вступив в завет с Господом, и стал членом поместной церкви. «Если бы не Христос — говорил он позже, - я бы давно умер где-нибудь под забором.» К этому времени под натиском воинствующего атеизма, официально ставшего государственным, многие дома молитвы уже были закрыты, и баптисты Одессы были вынужденны собираться в здании Лютеранской кирхи или нелегально по домам. В 1933 году Григорий Семенович вступил в брак с Марией Семеновной Сосун (1909 г.р.). В браке у них родился сын, которого назвали библейским именем Гедеон (1935 г.р), и дочь Любовь (1936 г.р.)

В середине 1930-ых годов напряжение внутрипартийной борьбы между «левыми» и «правыми» достигло точки невозврата. После изгнания из страны Троцкого и с приходом к власти Сталина политические настроения в стране резко изменились. В борьбе за власть правящая партия перешла от дипломатии и честного социалистического соревнования к прямым репрессиям. В связи с этим в Стране Советов начался новый виток массовых репрессий инопартийных граждан. Тысячи бывших оппозиционеров партии Троцкого были сосланы в отдалённые районы Советского Союза, и позже оправлены в колымские и воркутинские лагеря.

На волне набиравших свой ход репрессий, 5 ноября 1936 Григория Семеновича Лапокныш, как бывшего члена Троцкистской партии, арестовали по статье 54-10 УК УССР («...пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти.») При задержании у него нашли только паспорт, коротенькое христианское стихотворение «Не тоскуй» и тетрадь с личными записями. Ко времени проведения следствия, Григорий Семенович уже более восьми лет не занимался никакой политической деятельностью, а вел тихую христианскую жизнь. По возможности он проповедовал Евангелие среди рабочих кузнечного цеха артели «Стройпромметал», где работал сам, беседовал с людьми о Боге. Рабочий по фамилии Сикорский уверовал от него во Христа и стал посещать собрания верующих. Когда это сделалось известным на общем собрании рабочих Григорий Семенович был исключен из состава артели. Один рабочий говорил о его жизни так: «С Григорием Cеменовичем я знаком по совместной работе в артели Стройпромметал с 1935 года. Лапокныш по своим убеждения является убежденным христианином. На каждом шагу старался привить свои христианские убеждения, приглашал на собрания, говорил мне уверовать в Бога. Кроме меня Лапокныш старался убеждать в том же направлении и других рабочих. Антисоветской агитации я от него не слышал.»

Следствие длилось два месяца. На вопросы следователя о прошлой своей жизни Григорий Семенович отвечал открыто, честно, не увиливая и ничего не скрывая. В январе 1937 года Григория Семеновича осудили по ст. 54-10 УК УССР на 5 лет исправительно-трудовых лагерей и этапом отправили в город Чибью, в распоряжение Ухтпечлага. Жена Мария Семеновна и двое маленьких детей, Гедеон и Люба, остались в Одессе. По прибытии в Чибью Григория Семеновича этапировали в поселок Веселый Кут. Здешний лагерь являлся одной из командировок «Дорстроя», попутно занимался добычей гипса и производством техники для укладки трактов. Здесь же Григория Семеновича настигла скорбная весть: умерла от болезни его маленькая дочь, Люба.

Григорий Семёнович и Мария Семёновна Лапокныш, 1934 год



Григорий Семёнович и Мария Семёновна Лапокныш, 1934 год

В 1941 году началась Война. С введением военного положения в стране особо возросла подозрительность со стороны карательных органов к осужденным по по 58-ой и другим политическим статьям, что привело к новому витку арестов и расстрелов. В августе того же года приморская Одесса на три года подпала под оккупацию немецких захватчиков, а вместе с ней и семья Григория Семеновича. При одном из артобстрелов жена, Мария Семеновна, получила тяжелое ранение осколком.

Во время своего заключения в лагере Григорий Семенович познакомился с другими верующими, двое из которых были Бушманов Максим Павлович, - уверовавший во Христа охранник лагеря, - и Кривошеин Никита Федорович, брат из Нового Оскола, отбывавший свой срок за веру.

После освобождения в 1942 году Григорий Семенович остался на поселении в Ухте, в поселке Нагорный. По распределению его устроили на работу в Ухтинский Механический Завод кузнецом. В это время верующих в Ухте было очень мало: многие еще находились в узах за веру, а кто-то и вовсе не дожил до долгожданного часа свободы. Те немногие, кто был осужден в первую волну репрессий 1937 года и кому по милости Божьей удалось пережить всю лютость северных лагерей, выходили на свободу с подорванным здоровьем, с поражением в гражданских правах и без права выезда на Родину с места заключения. Освободившиеся находили друг друга по старым лагерным знакомствам, собирались тайно для молитвы и духовного общения. Постоянных собраний верующих еще не было.

После освобождения Григорий Семенович долгое время жил один. Разлука с семьей растянулась почти на десять лет, и только в 1947 году ему разрешили выехать за женой и сыном в Одессу, чтобы перевезти их в Ухту на постоянное место жительства.

Григорий Семёнович и Мария Семёновна Лапокныш, 1958 год



Григорий Семёнович и Мария Семёновна Лапокныш, 1958 год

Примерно в это же время ему выделили небольшой земельный участок в так называемом «Кулацком» поселке под строительство жилого дома. Ныне на этом месте находится дом быта «Сервис» (перекресток улиц Ленина - 30 лет октября - Октябрьская). Когда скопилось необходимое количество финансов, Григорий Семенович выкупил на Нижнем Доманике двухквартирный деревянный дом, перевез его в Ухту и собрал на новом месте по адресу ул. 30 лет Октября д.1.

Дом Лапокныш Г.С., первый молитвенный дом ЕХБ, Ухта, ул. 30 лет Октября д.1.



Дом Лапокныш Г.С., первый молитвенный дом ЕХБ, Ухта, ул. 30 лет Октября д.1.

Это было знаменательным событием, поскольку именно этот дом стал первым постоянным местом собраний верующих в Ухте. Григорий Семенович и Мария Семеновна благодушно предоставляли свой дом для проведения богослужений, и начиная с конца 1940-ых годов в нем регулярно проходили собрания верующих. Так как церковь была не зарегистрирована и собрания носили незаконный характер, семья Лапокныш получала от местных властей выговоры и административные штрафы. Cовет пенсионеров Ухты не раз предупреждал Григория Семеновича, что если в дальнейшем в его доме будут проводиться нелегальные собрания баптистов, то общественностью через органы Советской власти к нему будут приняты строгие меры.

В комнате, где проходили собрания, поперек стен были расставлены длинные скамейки, в углу стояла фисгармонь, а на стене в рамочках висели самодельные картины со стихами из Библии: ”Слово Христово да вселяется в вас обильно”, “Бог есть любовь” и еще популярное во многих общинах, - “Мы проповедуем Христа распятого”

После собрания у дома Лапокныш Г.С. 1954 год



После собрания у дома Лапокныш Г.С. 1954 год

В середине 1950-ых годов на хлебопреломление в доме Григория Семеновича и Марии Семеновны собиралось до 40 человек верующих, среди которых были не только тамошние братья и сестры, но и приезжие из Сосногорска, Яреги, Сангородка, Керок, Водного. Среди них были старший пресвитер церкви Гусев Алексндр Гордеевич и его помощник Роман Никодимович Приходько; бывший видный благовестник Евангельского союза Ванин Михаил Васильевич; председатель церкви Павлов Иван Григорьевич; диакон церкви Новосадов Михаил Петрович, работавший тогда столяром Нефтеперерабатывающего завода; его жена Королина Яковлевна; рабочий совхоза "Ухта" Иван Колесов; пожарник Владимир Киселев; токарь Сосногорского паровозного депо Главацкий Рудольф Рейнгольдович; каменщик Иван Дементьев со своим сыном Сашей; молодые девушки Ульяна Бушманова и Ольга Кравчук, работницы СМУ-2; портной Антонина Худякова; второй диакон церкви и слесарь ремонтно-механических мастерских СМУ-2 Михаил Васильевич Велет со своей женой Натальей Сергеевной и двумя старшими детьми Яшей Велет и Катей Бойко; а также Нина Редькина, Ольга Пушкарева, Степан Васильев со своей женой Евдокией Сергеевной, Бушмановы Максим Павлович и Лидия Васильевна, Тарасевич Степан Александрович, семейство Мамыловых, некоторые братья с Водного и многие другие.

Григорий Семенович умер в доброй старости 25 ноября 1978 года.

Посмертно реабилитирован в 1989 году.


Возврат к списку