История жизни: Гусев Александр Гордеевич
История жизни: Гусев Александр Гордеевич

История жизни: Гусев Александр Гордеевич

Гусев Александр Гордеевич
1894-1976

Р

одился 30 ноября 1894 года в деревне Желудово, Погорельского района, Калининской, (а ныне Тверской) области. Семья его уверовала в Бога от деятельности Книгонош, — странствующих проповедников и распространителей христианской литературы.

Во время Великой Отечественной Войны в октябре 1941 года деревня Желудово, где проживал и совершал служение Александр Гордеевич Гусев, оказалась под колпаком оккупации немецко-фашистских войск. Через три месяца ожесточенных боев она была освобождена красноармейцами 359-ой стрелковой дивизии. Согласно сталинскому постановлению ГКО СССР от 1941 года, в целях выявления неблагонадежных элементов общества, все лица побывавшие в плену или в окружении войск противника подверглись строгой проверке (фильтрации) на предмет сотрудничества с немецким командованием. В ходе проведенных проверок 15 февраля 1942 года Гусева Александра Гордеевича арестовали по подозрению в сотрудничестве с немцами (с разрешения немецкого самоуправления он провел несколько христианских богослужений в одном из деревенских домов), а через четыре дня военно-полевой суд приговорил его к высшей мере наказания — расстрелу — согласно ст. 58-3 УК РСФСР «Контакты с иностранным государством в контрреволюционных целях»

В ожидании приговора Александр Гордеевич содержался в Калиновской областной тюрьме.

«Сижу на полу в камере. В сердце — мир, в руке — паек.
Радуюсь! Скоро настанет встреча с Господом!»

В камере Александр Гордеевич находился в абсолютном одиночестве: мерил шагами четыре квадратных метра, молился, пел. Через некоторое время в одиночку втащили серый человекоподобный ком грязи: скрюченный, не подающий признаков жизни, совершенно обезображенный. Этим комом оказался приговоренный к расстрелу бывший Подполковник, по доносу обвиненный в каком-то военном преступлении. Полковник беспрерывно курил, кричал, вопил, бился головой о стену, а после, сидя, маятником долго раскачивался вправо-влево, упершись лицом в колени. Этот человек был совершенно сломлен. Смертельный приговор! Александр Гордеевич пытался его утешать, на все старания казались тщетными. Тогда Александр Гордеевич отошел в другой угол камеры и запел. Подполковник удивленно посмотрел на него: «Как вы можете петь? Как вы можете петь в таком положении?!»

История жизни: Гусев Александр Гордеевич, изображение №1



Спустя два месяца ожиданий Александру Гордеевичу объявили о смягчении меры наказания: вместо расстрела — десять лет лагерей. Еще вчера он был обречен на заклание, а сегодня ему позволено жить. Еще вчера он сидел на бетонном полу одиночки, ожидая как холодная пуля пройдет сквозь арестантское его тело, разворотит плоть, раздробит кости, разорвет жилы, и вдруг по Чьей-то могучей воле ему отменяют смерть, вновь выдают скудную пайку древесного хлеба, и он, счастливый, хлебает деревянной ложкой водянистую тюремную баланду. И он весь теперь благодарный, он весь теперь- живой! Можем ли мы представить ту простую человеческую радость, которую испытывает душа смертника, вдруг выхваченная из бездонной пропасти братских могил?

21 апреля 1942 года, Александр Гордеевич Гусев был этапирован из Калининской областной тюрьмы в Коми АССР, предположительно в один из Интинских исправительно-трудовых лагерей.

Как вечный благовестник, Александр Гордеевич никогда не молчал о Евангелии. Где бы ни появлялся он, там рождались новые группы уверовавших в Иисуса Христа. Возможно, по этой причине его часто переводили из одной зоны в другую, и за свою лагерную бытность Александру Гордеевичу довелось пересидеть во многих лагерях: в Инте, в Воркуте, в Ухте и других гораздо меньшего значения. Эти хитросплетенные миграции способствовали большему распространению Евангелия среди жителей ГУЛАГа. Для уверовавших в Христа заключенных Александр Гордеевич самолично преподавал крещение. Для этого ранней весной или в начале лета в вечной Воркутинской мерзлоте выдалбливалась глубокая до полутора метров яма, затем землекопы ожидали, когда обогретая солнцем земля подтопит под собой обледенелые вековые пласты и постепенно наполнит ее грунтовыми водами. И вот там-то, в этой мутной жижице, скрючившись, лежа, сидя, стоя — как придется, - новообращенным преподавалось крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа.

21 ноября 1949 года, за неделю до своего 55-летия, Александр Гордеевич вышел на свободу. Министерством Внутренних Дел СССР, с пятилетним поражением в правах он был определен на место жительства в Ухтинский район Коми АССР, где уже к тому времени жила своей мирной жизнью большая (до 30 человек) группа верующих. Общим решением Александр Гордеевич Гусев был избран руководящим братом, и нес это служение до самой своей реабилитации и выезда с Севера. Как служителя церкви, службы безопасности часто вызывали его в Горисполком, где расспрашивали о внутренних делах церкви, пугали новыми сроками, стращали, выписывали неподъемные штрафы за проведение нелегальных собраний.

История жизни: Гусев Александр Гордеевич, изображение №2
 

После реабилитации и снятия судимости Александр Гордеевич переехал в Саратов, где нес служение пресвитера, тайно совершал крещения и подвизался в проповеди Слова. В Саратове он жил одиноким вдовцом в маленькой комнатушке площадью 12 кв.м. Большую часть средств своей и без того крохотной пенсии он жертвовал на дело Божье. Вся обстановка его евангельского скита состояла лишь из узкой железной кровати, пары стульев, шкафа и стола. Незадолго до своей кончины он переехал в Смоленск к одному из своих сыновей, где и отошел в вечность 11 января 1976 г, в возрасте 82 лет.

«Вышедшие в землю Cеверную
успокоили дух Мой на земле Cеверной.»
Библия, Захария 6:8

Возврат к списку