Вероучение составленное русским баптистом-богословом И.В. Каргелем 1913 году

1. О БОГЕ

Мы веруем в единого, истинного Бога, открывшегося в трех лицах: Отца, Сына и Духа Святого, Которые в одном Существе предвечны (Псал.89:3), совершенны (Матф.5:48), святы (Откров. 15:4; Ис.6:3), всемогущи (Быт17:1), всеведущи (Псал.138:2-4; Деян.5:18), праведны (Псал. 10:7; Рим.3:26), благи (Псал.118:68; Матф. 19:7), и любовь (1 Иоан. 4:8 и 16).

В Боге Отце мы исповедуем Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого (Быт.1:1; Колос.1:16); в Боге Сыне — предвечно рожденного от Отца (Псал.2:7; Иоан.3:16), и также от благодатной, благословенной девы Марии (Лук. 1:28,31 и 35) Спасителя нашего и всего мира (Иоан.3:16-17; Римл.3:24); в Боге Духе Святом -Утешителя, исходящего от Отца, прославляющего Сына (Иоан.16:14), обличающего мир (Иоан, 16:8), возрождающего, человека (Иоан.3:5), наставляющего учеников Христовых (Иоанн.1б:З).

2. О СЛОВЕ БОЖИЕМ

Мы веруем, что все канонические книги Ветхого и Нового Завета, составляя в совокупности Библию или Священное Писание (исключая апокрифические) вдохновенны Духом Божиим (2 Петр 1:21) и даны Господом (Пса. 147:8-9), как необходимый, единственный (Притчи 30:6; Марк.7:13) и совершенно достаточный источник для познания Бога, нашего спасения (Евр1:1-2; Иоан.5:39; Иоан.20:31) и Его воли относительно нашей вере (Филипп. 1:27) и жизни (Деян.20:32; 2 Тим.3:15-17).

3. О ЧЕЛОВЕКЕ ВООБЩЕ

Мы верим, что Бог сотворил человека по образу Своему (Быт. 1:27), но что он, искушенный сатаною, впал в грех и лишился славы Божией (Римл.3:23). Грехом же одного человека заразились все (Римл.5:12 и 19) , стали чадами гнева (Ефес.2:3) и подверглись возмездию за грех, то есть смерти (Римл.6:23) духовной (Быт. 2:17 и Лук. 15:32; Ефес. 2:1)» телесной (Римл.5:14) и вечной, или второй смерти, то есть смерти после смерти телесной (Матф.25:41; Откров, 20 :12-15).

4. О СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

В вопросе о опасении человека мы веруем, что человек, сам не может спастись (Матф. 18:26), ни собственной праведностью (Ис.64:б; Римл.10:3), ни какими-либо делами (Гал.2:16 и 3:10; Римл.3:20), ни через других человеков (Псал.48:8-9; Евр. 10:11).

 В единственном спасении, совершенном Самим Богом Иисусом Христом (Деяи.4:12;2 Кор.5:8-19; 1 Тим. 2: 5-6) посредством смерти Христа за всех человеков (Матф.20:28; 1 Петр. 1:18-19; 1 Иоан.2:2; Евр.2:9),-Господь предлагает умилостивление (Римл.3:25), примирение (2 Кор.5:19-20; Кол.1:20), прощение всех грехов (Кол.1:14; 2:13-14; Евр.9:22), оправдание (Римл.3:24; 4:5; 2 Кор. 5,:21) и жизнь вечную (Иоан.3:16; 5:24; 1 Иоан. 5:11-12; Римл.6:23).

 Это дело спасения совершено Богом для человека, но оно остается бездейственным для него, если не совершится дело Божие в человеке. Первое уже совершено Христом без нашего содействия (Римл.5:6-8), второе совершается Духом Святым с согласия человека, Дух Святой производит в человеке внутренний переворот или покаяние (Псал.31: 3-5; 50:3-9), веру в жертву Христа и упование на совершенное Им спасение (Ис.53:5; Римл.4:24-25; Ефес.2:8; Евр. 10:10-14), возрождение или новую жизнь (Иоан.1:12-13; 3:3-8; Иак.1:18; 1 Петр. 1: 23) и усыновление (Римл .8:14-16; Гал.4:4-6). Затем тот же Дух Святой совершает освящение возрожденных (2 Кор.3:18; 2 Фес.2:13) и сохраняет «их к жизни вечной (1 Петр.1:5; Иуд.24; Римл.6:22).

5. О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

 Всеобщая (вселенская ) Церковь Христова утверждена на основании апостолов и пророков и имеет Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Ефес.2:20). Она состоит из спасаемых (Деян.2:47), верующих (Деян.4:4; 5:14; 6:7), призванных святых (Римл1:7; 1 Кор.1:2; 2 Кор.1:1; Ефес. 1:1), находящихся в этом мире и спасенных, находящихся уже у Господа (Евр.12,:22-23). Те и другие составляют одно тело, которому глава Христос (Римл.12:5; 1 Кор.12:27; Ефес.1:22-23). И хотя члены этой Церкви из различных народов (Откров.5:9-10), разного положения (Гал. 3:28; Кол.3:11) и дарования (1 Кор.12:14-18), они все — одно во Христе (Иоан.17:11; 21-23; Деян.4:32; Ефес.2:15; 4,4), а порознь един для другого члены (Римл.12:5).

Отдельные поместные церкви (общины) суть только частицы единой вселенской Церкви; они создаются Господом в разных странах, городах и местностях для соединения спасенных детей Божиих на земле (Иоанн.10:16; 11:52), для совместного прославления Божия (Римл,15:6; 1 Кор.14:26; Кол.3:16), для возрастания членов в познании Бога и Христа (Кол.2:2; Ефес. 3:18-19), для совершенствования в жизни веры по образу Христову (Ефес.4:12-15), для взаимного содействия во всем этом (1 Петр.4:10; Иуд.20; Римл.15:14; Ефес.4:16) и для распространения Царствия Божия на земле (Деян.13:1-3; Римл. 10:15; Филип.1:5).

С другой стороны, Церковь отдаляет от мира сего (Деян.2:40; 5:13) и, наблюдая за чистотою и святостью своих членов, отстраняет порочных из среды своей (Деян.5:1-11; I Кор. 5:1-13).

6. О СЛУЖИТЕЛЯХ ХРИСТОВЫХ И ЦЕРКВИ

Мы, веруем, что Иисус Христос, как с начала дал Своей Церкви апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей (Ефес.4:11), так Он продолжает давать их по мере надобности и доселе. И раз Дух Святой определяет их дарами Своими (I Кор. 12,4-10), Сам выдвигает их на служение (Деян.1З:1-2), то Церковь должна признавать и принимать их (Деян.13:3; 3 Иоан.8-10), от злых же делателей отказаться (Филип. 3:2; Откров.2:2). В Слове Божием обозначены их нравственные качества (I Тим.3:1-12; Тит.1:5-9; 2:7-8), их служение (Матф.20:25-28; Деян. 20:28;      1 Петр.5:1-3; Римл.12:7-8), и их награда (1 Петр.5:4).

7. ОБ УСТАНОВЛЕНИЯХ ХРИСТОВЫХ ДЛЯ ЦЕРКВИ

Господь Иисус Христос оставил Своим ученикам два установления: крещение и вечерю Господню, которые Церковь должна блюсти, доколе будет существовать в этом мире. Как крещение, так и вечеря Господня заповеданы только ученикам Христовым (Лук.22:14-15; Деян.20:7).

1. Крещению должна предшествовать проповедь или поучение о спасении во Христе (Матф.28:19; Деян.2:29-36 и 41; 10:34-43 и 47-48/, покаяние (Матф.3:7-8; Деян.2:37-38), вера (Марк 1б:16; Деян.8:36-37) и принятие Святого Духа (Деян. 10:47; 19:2-3). Значение же крещения различное: оно символ омовения грехов (Деян.22:16), обещание Богу доброй совести (1 Петр.3:21), послушание Господу (Матф.3:14-15; Лук. 7:29-30), знак погребения и воскресения со Христом (Римл.5:2-4). Из всего этого уже следует, что оно не может быть преподаваемо детям, чем руководились и первые ученики (Деян.8:12), крестя только слышавших, принявших Олово Божие и уверовавших в   Него.

2. Вечеря Господня дана Самим Господом для воспоминания Его (Лук.22:12; 1 Кор. 11:24-25), а именно Его страдания и смерти, как цены выкупа (1 Петр.1:18-19; 1 Кор. 11:2б), Его любви, дошедшей до своего предела (Иоан.13:1; 15:13; Римл.5:8), и Его отдача Самого Себя не только за нас, но и вам в духовную, небесную пищу (Иоан.6:51; 1Кор. 10:16). Принятая с живой верой, она делает нас участниками общения как с Ним, так и со всеми членами Церкви Его (1Кор. 10:16 – 17).

8. О БРАКЕ

О браке Слово Божие учит, что он установлен еще в раю Господом Богом (Быт1:27-28) и подтвержден Иисусом Христом и апостолами (Матф. 19:4-6; 1 Кор.7:1-40; Евр.13:4).

О разводе же Господь говорит, что от начала его не было ( Матф. 19:6-8), только смерть освобождает от брака (Римл.7,2). Исключение Господь допускает только в одном случае, то есть в случае прелюбодеяния (Матф.5:32; 19:9).

9. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Мы веруем и исповедуем, что всякий истинный христианин должен быть самым верным гражданином своего государства и покорным подданный власти, повинующимся ей «не только из страха наказания, но и по совести» (Римл.13:5). Мы исповедуем с апостолом: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 1З:1). Поэтому мы считаем своим преимуществом отдавать всякому должное (Римл.13:7), не противиться (Рим.13:2), не делать зла, а напротив добро (Римл.13:3-4), и совершать молитвы, прошения, моления и благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1Тим.2:1-4).

В отношении же к Богу мы признаем недопустимым какое-либо человеческое вмешательство, имея только единого посредника Христа Иисуса (1Тим. 2:5), единого Учителя (Матф.23:8) и единого Первосвященника (Евр.4:14), Который как повелел отдавать кесарево кесарю, так повелел отдавать и Божие Богу (Матф.22:21).

10. О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИЙ ХРИСТА И СУДЕ ЕГО.

Христос придет за Своими невидимо для мира (1Кор.15:51-52), как тать ночью (Матф.24:42-44; 1 Фес.5:2/, но ожидающие Его не будут застигнуты врасплох (1 Фес.5:4-10), и готовые войдут с Ним во славу (Матф.25:10), неготовые же останутся с неверными на великую скорбь (Матф.24:40-41; 25:11-13; Лук.12:45-46). Придя за Своими, Он усопших в Нем воскресит из мертвых, и те, и другие будут восхищены с Ним (1 Фес.4:16-17), чтобы всегда быть с Господом.

Но Христос придет затем со Своими и всеми ангелами небесными (Матф.16:27; 25:31; Иуд. 14; Откров. 19:11-14) видимо для всякого глаза (Матф.24:30; Иоанн. 19:37; Откров.1:7). Тогда начнется суд, но только для всех живущих на земле Матф.25:31-46; Откров. 19:15-19), из нечестивых же никто не воскреснет (Откров.20:5), пока не пройдет тысяча лет царствования Христа со Своими (Откров.20:4). После тысячи лет будет короткий промежуток озлобления народов сатаною (Откров.20:7-10), тогда состоится воскресение нечестивых (Откров.20:13) и окончательный суд (Откров.20:11-15).


Возврат к списку