Доклад по истории сыктывкарской церкви на научной конференции студентов "СГУ им. Питирима Сорокина"

УДК 286.15

История общины христиан-баптистов (ЦХБ) в г. Сыктывкар (с. 20-х гг. XX века и до начала XXI века).

Т.А. Запорожченко,
студент ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»

Данная статья представляет краткий анализ формирования и развития церкви христиан-баптистов города Сыктывкар (с. 20-х гг. XX века и до начала XXI века), основанного на изучении архивных документов.

Ключевые слова: Республика Коми, Сыктывкар, протестантизм, баптизм.

В современной исторической науке все большее внимание уделяется микроистории. Микроисторический анализ предполагает изучение частных явлений, происходивших в жизни отдельных людей прошлого, с целью выявления господствующих тенденций в обществе в целом. В настоящей статье будет освещена история баптисткой общины города Сыктывкар, столицы Республики Коми.

До настоящего времени темой баптистов в Республике Коми занимался Ю.В. Гагарин - старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР. Им в 1966 года написана монография «Евангельские христиане-баптисты»[4], а также, данной тематике посвящены отдельные главы в книгах: «История религии и атеизма народа Коми» [6], «Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление»[5]. Научные изыскания Ю.В. Гагарина имеют огромную научную ценность. Он собрал большое количество статистических данных и архивных документов, однако, стоит сказать, что работы написаны через призму советского времени и крайне идеологизированы. Также в 2014 году прихожанами церкви евангельских христиан баптистов был издан «Краткий очерк по истории христиан баптистов в городе Сыктывкар» [7]. Данная работа не претендует на научность, а является сборником воспоминаний членов общины. Однако, более свежие воспоминания могут служить источником для описания периода 80 – 2000 - х. г.

Первое упоминание о баптистах вблизи города Усть – Сысольск ( названия г. Сыктывкар до 1930 г.) относится к 1922 году. В Ыбской волости, деревне Гыбад, по инициативе Патова Романа Фролвича, прибывшего с военной службы, была создана община христиан - баптистов. До 1924 года община обхватывала 7 хозяйств из деревни Гыбад и 2 из других населенных пунктов. Количество общины было от 30 человек (19 мужчин, 11 женщин). К баптистам чаще присоединялись бедняки, так среди этой же общины насчитывалось 20 бедняков и только 10 средников. С 1924 года количество членов общины уменьшилось, осталось всего 14 человек (5 мужчин и 9 женщин, все средники) [3, с. 119].

Согласно данным Ю.В. Гагарина в этот же период возникла община евангелистов в Айкинской и Гамской волостях Усть - Вымского уезда. Интересен тот факт, что в роли проповедников выступили две местные молодые учительницы, которые как пишет Ю.В. Гагарин: «[попали] под влияние сектантов во время учебы в Петрограде» [4, с. 10]. Им удалось собрать вокруг себя группу последователей (около 20 человек) и организовать «Союз христианской молодежи», который просуществовал вплоть до начала коллективизации. К началу 1927 года численность общины составляла 43 человека [4, с. 10].

В период коллективизаций на территорию современной республики Коми были сосланы жертвы раскулачивания, в числе, которых представители разных религиозных течений. Однако, под действием советской репрессивной машины и пропаганды многие были вынуждены скрывать свою религиозную принадлежность и даже отказывались от религии, не маловажную роль сыграло то, что верующие не имели возможности объединяться в общины. Так, к середине 30-х годов прекратили свое существование (или действовали подпольно и не были раскрыты) общины многих конфессий, в том числе и баптистов [6, с. 259].

Согласно архивным документам, община баптистов снова обратила внимание на свою деятельность  в период Великой Отечественной войны[1, с. 78]. Отчитывать начало действующей сегодня Церкви евангельских-христиан баптистов(ЕХБ) принято с момента первого зафиксированного крещения: «В сентябре 43-го, лишь начал брезжить рассвет, на реке Сысоле было совершено первое известное нам крещение. В завет с Господом вступил Павел Васильевич, его жена, сестра жены Анна и дочь Галя, ученица 10 класса. Крестил их брат Николай Антонович. Так были положены первые камни в создании церкви евангельских христиан-баптистов в Сыктывкаре»[7, с. 4].

Согласно, советскому законодательству о религиозных культах все религиозные общины подлежали государственной регистрации. Первая попытка регистрации, фактически действующей церкви христиан-баптистов в г. Сыктывкаре была предпринята в 1954 году[1, с. 64] по инициативе верующих: Н.А. Антонова (зарегистрированного в 1967 г. пресвитером[1, л. 61], В.И. Попова (был пресвитером с августа по ноябрь 1957 г.[2, с. 4] и В. Хэчо. Только 4 мая 1956 года община была зарегистрирована и получила разрешение открыть молитвенный дом[1, с. 1-2]. Но в 1958 году регистрация была отозвана за нарушение законодательства о культах: проведения дополнительных молитвенных собраний в домах членов общины; религиозной пропаганды с целью привлечения новых последователей; религиозной деятельности за пределами установленного обществу района; размножение псалмов и религиозных песен на ротатаре без разрешения соответствующих органов [1, с. 27].

Несмотря на трудности община не распалась, а продолжила действовать. Отдельные верующие собирались на молитвенные собрания в квартирах членов общины[1, с. 33]. Верующих не устраивало такое положение дел. 27 февраля 1959 года сто пятьдесят человек(как сказано в заявлении) от общины ЕХБ г. Сыктывкара направили заявление на имя председателя совета министров СССР Н.С. Хрущева, с просьбой о восстановлении молитвенного дома[1, с. 28]. Трудно сказать получили ли они ответ, так как эта информация отсутствует в архивах.

Вновь вопрос о регистраций был поднят в 1964 году. Совет по делам религий при совете Министров СССР 14 января 1967 зарегистрировал общину ЕХБ в городе Сыктывкаре[1, с. 74]. Собрания стали проводиться в частном доме по адресу Депутатский переулок №8 в арендованном помещений[1, с. 74]. Общине было велено избрать (зарегистрировать) 20 человек из числа общины. Из 20 избрать пресвитера, председатель совета общины, два члена совета общины, три члена ревизионной комиссии, казначея и секретаря. В совет общины вошли: Дейтер Даниил Яковлевич; Саятин Иван Ильич; Разморнюк Николай Васильевич [1, с. 62]. В состав ревизионной комиссии были выбраны: Жеребцова Павла Яковлевна, Прокофьева Юлия Виссарионовна; Габова Лидия Ивановна.[1, с. 63]. Пресвитером был Антонов Николай Антонович. Так же в организационной структуре баптисткой общины присутствовал постоянно действующий институт проповедников, состоявший из 6 человек [1, с. 64].

В архивных документах присутствуют статистические данные о количестве верующих баптистов на лето 1968 года, так, на молитвенных собраниях, в дни религиозных праздников насчитывала более 100 верующих, из них членами общины были 97 человек. По возрастному составу община состояла из: до 30 лет – 4, до 40 лет – 12, до 50 – 1 и старше 50 лет – 68. По национальности: коми – 39, русских – 31, немцев – 21, румын – 3, белоруссов – 1 и украинцев – 1. По социальному положению: рабочих – 41, служащих – 2, пенсионеров – 35, иждивенцев – 13 , домохозяек – 8 [1, с. 64].

***

Первые 40 лет существования баптистской церкви явились серьёзным испытанием для верующих. Атеистическая власть боролась с существованием церкви самыми различными способами (штрафы за проведение собраний, аресты служителей, сообщение на рабочие места о посещении богослужений).

Изменение отношения власти к верующим в 90-е годы и большой рост общины подвигли служителей церкви(ЦХБ) ходатайствовать перед администрацией города о выделении места под строительства нового дома молитвы. Вскоре Совет архитекторов Сыктывкара выделил место под строительство в парке им. Мичурина. Проект здания разрабатывал архитектор Эрик Павлович Булатов и Павел Павлович Резников. В 1991 состоялось освящение фундамента нового Дома молитвы[7, с. 16]. Регулярные служения в Доме молитвы в парке им. Мичурина проводятся с 1993 года[7, с.16]. В доме молитвы функционирует библиотека, воскресная школа, а также различные служения (социальное, детское, молодёжное и т. д.). С 1950-х годов при церкви действует хор, развивается детский хор, служение милосердия[7, с. 18]. По субботам в церкви кормят бездомных. Церковь так же оказывает помощь желающим избавиться о наркотической и алгокольной зависимости.

Список использованных источников и литературы:

  1. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф. 1451. Оп. 1. Д.07/4. 81 Л.

  2. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф. 1451. Оп. 1. Д.07/9б. 42 Л.

  3. ГУ РК «Национальный архив РК». Ф. 353. Оп. 1. Д.95. 124 Л.

  4. Гагарин Ю.В. Евангельские Христиане-Баптисты. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1966. 78 с.

  5. Гагарин Ю.В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971. 255 с.

  6. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа Коми. М.: Наука, 1978. 323 с.

  7. Попова С. Проповедуя Христа распятого. Краткий очерк об истории церкви христиан-баптистов в городе Сыктывкаре. Сыктывкар: издание церквей ЕХБ РК, 2014. 20 с.


Возврат к списку