6 января 2021
Предрождественское служение с участием детского хора

Предрождественское служение с участием детского хора

Предрождественское служение 6 января каждого года традиционно проходит при активном участии детей воскресной школы церкви. На этом служении  поет детский хор, дети ставят небольшие рождественские декламации и постановки. После служения для детей воскресной школы организуется чаепитие и подведение итогов полугодия обучения, на которых дети получают подарки от церкви.

Мы решили несколько подробнее рассмотреть вопросы участия детей в общих церковных служениях с точки зрения Библии, о чем расскажем подробнее: 

Нет сомнения что с первых дней существования церкви дети являлись составной частью общих служений. В Послании к Ефесянам, апостол Павел наставляет детей повиноваться своим родителям (6:1-3, см. также, Кол. 3:20). Тот факт, что наставление детям находится в послании адресованном церкви (Еф. 1:1), говорит о том, что, даже не являясь членами церкви, дети присутствовали на служении и получали наставления адресованные им. Понимая что дети должны присутствовать на служении, в чем мы глубоко убеждены и всячески поощряем родителей к этому, возникает вопрос: какую роль дети могут или должны выполнять на служении? Или, как дети могут быть вовлечены в общее служение и богопоклонение? Что говорит об этом Писание? Мы рассмотрим их подробнее:

Влияние от участия детей

Прежде чем давать библейское основание для участия детей в общем служении, необходимо определить какое влияние будет оказывать данное явление как на самих детей, так и на слушающих.

А. Влияние на самих детей

Как мы определили уже с вами, дети с первых дней церкви присутствовали на церковных собраниях. Это очень важно в свете тенденции в современном христианстве, где детей все больше и больше занимают программы которые уводят их от участия в общих церковных собраниях. Как результат, дети не привыкают быть вместе с родителям когда те прославляют Бога, слушают проповедь, молятся. Сам Христос запрещал ученикам препятствовать тому чтобы дети были приводимы к Нему (Матф. 19:13-15). Причем контекст подразумевает что и взрослые и дети были со Христом вместе.

Присутствуя на служениях, дети имеют уникальную возможность соприкоснуться с истиной. Да, мы понимаем что внимание, и уровень восприятия детей и взрослых отличается. Мы также понимаем что дети не рождены свыше, и им не ясны многие духовные истины. Но мы убеждены, что они должны слышать Евангелие, и учиться слушать проповедь на уровне взрослых, чтобы приобретать навыки восприятия здравого учения. В книге Второзаконие 6:6-7 достаточно ясно говорится о том что учение для взрослых и учение для детей не отличалось. Дети должны были знать то же что и их родители.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; Втор. 6:6-7

Когда Павел проповедовал темничному стражу в Филиппах (Деян. 16:31-34), то его проповедь была направлена ко всем кто был в доме, а это должно включать и детей. Причем, спасение в этот дом пришло к тем кто уверовал (ст. 31, 34), а не просто слышал. То что дети присутствуют в служении и слышат проповедь еще не гарантирует их спасение, но проповедь Евангелия имеет в себе силу привести их ко спасению.

Мы глубоко убеждены что спасает детей не их вовлеченность в служение, а Евангелие. Значит приобщать к Евангелию детей можно не только при помощи выступления на сцене, но и через: их участие в обще-церковном пении, в слушании проповеди и в объяснении родителями проповеди на детском уровне, если этого требует возраст детей. Другими словами, спасение детей не в участии, а в понимании истины. Особенно важно заметить что именно пение очень часто проникает глубоко в душу ребенка и поэтому, очень важно чтобы родители помогали и поощряли своих детей участвовать в общем пении прежде всего. Дети легко запоминают мелодии и после их напевают, и если песни и гимны общего пения полны здравого библейского учения, это один из путей сеять истину в их сознании.

Б. Влияние на присутствующих

Необходимо признать лимитированность влияния детского участия на присутствующих во время служения. Детское служение не должно выражаться в прямом наставлении слушающих. Чтобы увидеть библейский взгляд на участие детей, обратим наше внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о порядке богослужения, и то как оно должно происходить. Мы не находим чтобы наставление церкви через проповедь, пение или молитву производилось невозрожденными людьми (1 Кор. 2:14-16). Это касается не рожденных свыше взрослых, это так же касается и детей. Другими словами, дети не могут наставлять церковь применяя духовные дары, и в этом должна быть проявлена осторожность со стороны руководства церкви. Для тех кто наставляет или назидает церковь есть очень серьезные требования, и одно из них — это быть дитем Божиим, которое на практике применяет духовные дары (Еф. 4:11-16). Следовательно, участие детей должно быть очень ограниченным и не ключевым.

Основание для участия детей

Вопрос не в том что может происходить, и что нет, а в том, что приносит наибольшее назидание для церкви и наивысшую хвалу Господу. Здесь мы должны смотреть на то, что говорит Писание, в частности Новый Завет, о богослужебном собрании. Иисус учил что Отец Небесный ищет Себе поклонников, которые будут поклонятся Ему в духе и истине (Иоанн. 4:23). В послании к Евреям 10:19-25 мы находим еще одно из многих подтверждений, что приближаться к Богу, и приходить в Его присутствие, в контексте общего собрания, реально могут только те кто приходит с "искренним сердцем", с "полной верой", те которые "кроплением очистили сердца от порочной совести", и "омыли тело водою чистою." Это важно помнить в формировании детского служения и их участия в служении.

С другой стороны, мы не можем закрывать глаза на такие тексты как Евангелие от Матфея 21:15-17. Эта история заслуживает особого внимания.

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Мф. 21:15-17

Этот текст, говорит о прославлении которое дети воздавали Иисусу Христу как Сыну Давидову. Когда первосвященники и книжники услышали детей прославляющих Христа, из зависти они попытались остановить их. Но Христос, поддержал и заступился за детей. Говорит ли это о том что участие детей в программе церковного собрания обязательно? И да и нет.

Прежде всего несколько наблюдений. Во-первых, дети были в храме для поклонения. Это были двенадцатилетние мальчики готовящиеся к бар мицва. Это была их первое участие в праздновании Пасхи в храме. Во-вторых, они восклицали. Они не проповедовали, не проводили научение, а восклицали. Причем цитировали сто семнадцатый псалом (в Мтф. 21:15 цитируется Пс. 117:25). Цитирование этого псалма занимало особую роль в праздновании Пасхи. Это означает, что эти дети знали Писание, и могли соотносить библейские пророчества с реальностью потому что присутствовали на празднованиях вместе с родителями. Кто-то объяснял им Писания. Еще эта фраза интересна тем что полную цитату этого же Псалма, дети скорее всего слышали когда их родители пели при торжественном въезде Иисуса в Иерусалим (Мтф. 21:9). Этой песне, или этому возгласу, дети научились у родителей. Слово "Осанна" буквально переводится с древне-еврейского как "спаси же!" У детей сформировалось определенное понимание вещей. Они имели определенную богословскую базу и были способны сделать жизненно-важные выводы, тогда как начальники этого не сделали.

Главной же целью Христа в его ответе было показать что Он достоин хвалы. Первосвященники этого не сделали, тогда как дети прославили Мессию, хотя были в глазах народа намного "дальше" от истины чем те же книжники и первосвященники. Затем Христос цитирует третий стих из восьмого Псалма о том что Бог может устроить Себе хвалу не только из уст детей, но и из окружающего нас мира. Эту истину мы неоднократно находим в Писании. Даже когда служение совершалось с "завистью и любопрением" (Фил. 1:15), оно все же давало радость Павлу, так как он понимал что даже если сами служащие не получают вознаграждения от Бога, само дело делается. Этот факт, должен дать нам больше спокойствия в том, что даже если не все дети глубоко и ясно понимают истинный смысл происходящего, Божие имя прославляется, и сами дети слышат Евангелие буквально "из первых уст." Это не отменяет ответственность старших в том чтобы воспитывать, и пытаться передать детям истинность и важность их служения именно перед Богом, но это дает определенный покой и радость людям, когда они видят участвующих в служении детей.


ИСТОЧНИК: ЦЕРКОВЬКОМИ.РФ







Возврат к списку