12 июля 2020
О бракосочетаниях

О бракосочетаниях

Лето - традиционная пора свадеб в церквях и не только. меры по профилактике короновируса внесли изменения в планы молодых пар, но теперь это стало возможным.
Для наших читателей, не знакомых с христианским подходом к браку, мы бы хотели немного об этом рассказать. Мы упустим вопросы связанные с помолвкой и общением до брака, остановившись подробнее на вопросе бракосочетания в церкви.
Бракосочетание  - это торжественное, публичное оформление и празднование отношений между женихом и невестой, которые обещают друг другу в верность, чтобы прожить совместную жизнь, которая с момента проведения торжеств понимается как брак, а сами отношения - брачными, семейными отношениями.
Брачная церемония в древности на востоке, как и сегодня, является необходимой процедурой, которая помогает человеку осознать себя полноправным участником брачных отношений, в момент установления которых он в публичной обстановке произносит обет верности.
Поскольку церковное бракосочетание не является таинством в техническом смысле слова для баптистов, необходимо, тем не менее, дать определение и этому понятию. Апостол Павел, действительно, ссылается на "тайну, таинство" брака в Еф. 5:32, но, как видно из контекста, не в сакраментальном значении, а как параллель к отношениям между Богом и Церковью, Его Невестой. Но если брак не сообщает "благодати", в чем его особое значение? И почему баптисты призывают молодежь к целомудрию? Как рассматривает брак Библия? Достаточно ли для христиан празднования гражданского брака без церемонии венчания?
Сложность этого вопроса в том, что Библия фактически ничего в деталях не говорит о богословии венчания. Брака - Да. Церковного бракосочетания - нет.
Тем не менее, это не означает того, что в Писании нет оснований для подобной церемонии. В своем понимании понятия "бракосочетание, венчание" мы будем исходить из нашего понимания библейской антропологии (учение о человеке).
В самом начале в истории о сотворении человека мы видим, что понятие человек (евр. ish) сложное. Человек мыслится как двуполое существо ("жена" на евр. isha). Бог говорит, что однажды человек отлепится от своих родителей и прилепится к своей жене. Так они станут одной плотью (Быт. 2:24). Автором ничего не упомянуто о венчании.
Даже когда мы читаем повествование об избрании жены для Исаака, мы не видим никакого ритуального оформления их взаимоотношений (Быт. 24:67), где бы присутствовал жрец, который бы сакраментальным образом узаконил их отношения. С другой стороны, не стоит думать, что их сексуальным отношениям не предшествовала какая-либо церемония вообще. Просто автор книги Бытие не уделяет этому большого внимания, сказав просто: "…и взял Ревекку, и она сделалась ему женою".
В истории же с Иаковом мы обнаруживаем брачный пир (Быт. 29:22), который посвящен женитьбе третьего патриарха на Рахили. Однако и в этой истории мы не видим никаких выделявшихся автором (Моисеем) брачных ритуалов, через которые пара благословлялась священником (тогда, собственно, не было левитов). Ввиду подобных наблюдений мы естественно задаемся вопросом: зачем тогда венчание необходимо вообще?
Необходимо, потому что нужно. И в этом, казалось бы, нарочито простом объяснении заложена сама природа человеческих отношений. На востоке в древности существовали различные церемонии, которые знаменовали собой внешнее выражение того, что происходило между людьми. И как инаугурация была необходима Саулу, так и в случае брака/венчания необходим такой ритуал/обряд, который придает отношениям между людьми официальный, легитимный статус. Когда мужчина должен чувствовать себя мужем, а женщина женой? Является ли сексуальный контакт достаточным и необходимым шагом к тому, чтобы мужчина и женщина считали друг друга мужем и женой? Нет, ни коим образом.
Брачная церемония в древности на востоке, как и сегодня, является необходимой процедурой, которая помогает человеку осознать себя полноправным участником брачных отношений, в момент установления которых он в публичной обстановке произносит обет верности. Так, можно обозначить главные и существенные составляющие брака:
1. Публичность брака;
2. Праздничность и торжественность брака;
3. Наличие контрактных (заветных) отношений.
Все три компонента являются обязательными составляющими института брака. Но может ли брак, проведенный приватно, считаться браком, если само венчание не наделяет людей особой благодатью или благословениями? Да, может. Но все зависит от обстоятельств. Ведь нами не было упомянуто среди трех составляющих четвертого: любви. Но наличие двух людей, желающих вступить в брак, по определению уже подразумевает любовь. И если это любовь, если это христианская любовь, эти отношения тем более будут публично оформлены, поскольку это не только любовь внутри брака, но и любовь направленная извне, вовне брака! 

Публичное бракосочетание, как и брак собственно, отражает отношения внутри Троицы. Это может казаться невероятным. Но чтобы понять природу брака, как института, христианин должен в своей оценке антропологии не забывать, что человек создан по образу и подобию Божьему. Раз так, то понять человека мы можем только тогда, когда поймем кто есть человек. Он - образ и подобие Бога. В таком случае, нужно понять кто есть Бог. Бог же есть Троица. Теперь нам становится ясно, почему мы настаиваем на том, что человек существо социальное. Личность человека можно полностью понять только в свете учения о Боге. Человеческая личность не мыслится в отрыве от других личностей. Будь человек одинок в этом мире, он не смог бы осознать себя как личность.

Поэтому человек живет и ради и благодаря другим личностям. Так брачные отношения, сам брак не может совершаться без ведома общества, тем более церковного. Поскольку христианин есть член Тела Церкви, то тем более такое важное событие, как брачный пир, должно оформляться в присутствии всей церковной общины, всех его членов. То есть. христианин, верующий человек берет ответственность за своего супруга не только перед собой и Богом, но и перед всей общиной, где он является членом. Община же со своей стороны призвана рассмотреть этот брак и дать ему свое благословение: одобрение и благодушное согласие. Другими словами, брак совершается не только на уровне вертикальном (Бог и человек), но и горизонтальном (семья и другие люди).

Говоря же о государственной регистрации брака, можно полагать, что для христианина не только приемлемо, но и важно засвидетельствовать о своих отношениях и перед всем обществом, то есть государством. Опять же, в свете того, что было сказано выше, брак - это официальное, торжественное свидетельство о заключении заветных отношений. И заключение этих отношений на уровне светского общества должно только приветствоваться.

Но достаточно ли оформления брака в ЗАГСе? Опять же, если христианин празднует свое бракосочетание в обществе, логично допустить, что празднование и благословение брачных отношений должно произойти и в церкви. Так как молодожены являются членами конкретной поместной церкви, с их стороны ответственным шагом является обнародование этих отношений в начале и благословение этих отношений на церемонии венчания.

Брак является выражением тех отношений, которые имеют место между Иисусом и Церковью. Апостол Павел, как мы указывали выше, видит очевидную параллель между отношениями Иисуса с Церковью и отношениями между мужем и женой. (Еф. 5:22-33). Как Иисус обещает и гарантирует Церкви на основании завета (греч. diatheke - "контракт, завещание, завет") любить ее, очищать ее и быть верным ей, так и муж должен заботиться о своей жене, быть верным ей, а жена, в свою очередь, должна отвечать любовью и верностью своему мужу.

Как Бог принес торжественную клятву верности завету, договору Аврааму (Быт. 15:6-18), оформив это обещание видимым, даже официальным образом (согласно восточным обычаям древности), так и отношения между женихом и невестой оформляются официальным для их времени образом. Подобное торжественное оформление отношений характерно для всех библейских времен. Так Бог клянется в верности и заключает завет с патриархами, Израилем, Давидом, Соломоном и, наконец, с Церковью. От людей, с которыми Бог входит в договорные отношения, требуется в ответ быть также верными Богу, пребывая в отношениях с Богом на основании изложенных договоренностей.

В христианском браке верующие следуют этому же примеру, когда жених торжественно обещает своей невесте быть любящим мужем, призывая и приглашая всех людей, общину, гражданское общество, быть тому свидетелями. Подобное поведение является простым выражением любви к своей невесте, а невесты к жениху.

ИСТОЧНИК: ЦЕРКОВЬКОМИ.РФ







Возврат к списку