Задать вопрос

29 сентября 2018

ВОПРОС:

Что такое "отделенные" и почему это произошло?

ОТВЕТ:

Наверное, эта тема занимала и занимает до сего времени мысли не только пишущего эти строки, но и многих мыслящих братьев и сестер нашего евангельско-баптистского братства на протяжении уже 40 лет. И что удивительно, что в большинстве случаев останавливаются не на вопросе "Почему?" все это произошло, а на вопросе "Кто виноват?", на попытках установить главных виновников разделения и навешивании таковым ярлыков изменников и предателей дела Божия в нашем многострадальном братстве.

Кто виноват: руководители ВСЕХБ 60-х годов; Совет по делам религиозных культов (СДРК); КГБ и его "агенты", которых все еще некоторые братья выискивают в братстве; наконец, лидеры отделенных братства ЕХБ - "инициативники"; или рядовые верующие, пребывающие не в лучшем духовном состоянии, чем руководители?

Автор этих строк, будучи автором "Истории ЕХБ Украины, России, Белоруссии (1917-1967)", позволил на ее нескольких страницах затронуть именно этот жгучий вопрос - "Почему?". Почему произошло, сохраняется и множится разделение?


Ведь, действительно, если остановиться на попытках установить главных виновников разделения, то мы, в конечном счете, придем к признанию, что, как отмечает М.С. Каретникова: "...все это государственное злодеяние вдохновлено силами тьмы, ненавистью ко всему Божьему". А что можно было ожидать от государственного атеизма, как не открытой поначалу, а потом скрытой, замаскированной, вражды против Божьего и верующих в Бога, о чем государственный атеизм не скрывал с самого начала возникновения Советской России. Довести дело разделения до открытой вражды между братьями и сестрами даже внутри христианских семейств, где один являлся сторонником поместной церкви, оставшейся под опекой ВСЕХБ, а другой - в лагере отделившихся братьев! А в семье дети, не понимавшие, с кем идти и, в конечном счете, потерянные для Царствия Божия! Довести до того, что братья и сестры во Христе, спасенные Его Святой Кровью, квалифицировали одни церкви "спасающими", а другие - "погибающими"! Это надо было суметь. И в признсании этой способности в делах деления атеистам не откажешь.

Да, трагическое разделение - это дело атеистов через КГБ и его органы СДРК. Это однозначно. И в этом никто не сомневается. К этому имеется масса свидетельств устных и документальных. Большинством братьев считается, что причиной разделения является выпуск двух противоевангельских документов: "Положения о Союзе ЕХБ в СССР" и "Инструктивного письма старшим пресвитерам ВСЕХБ" от 1960 года.

То, что они инспирированы властью и, более того, будучи "тщательно и всесторонне проработанными" Президиумом ВСЕХБ, потом рассматривались и утверждались СДРК, это подтверждает документ. Это уже не домыслы и не секрет. И скажем, что в принятии и выпуске этих документов ВСЕХБ допустил непозволительную уступчивость домогательствам атеистов и государственного аппарата вмешиваться в дела церкви. В этом проявилось их малодушие, граничащее с отступлением от Заветов Христа и учения Апостолов, как лиц, взявших на себя роль руководящего органа в братстве. На них давил пресс атеистов в лице СДРК.

Однако заметим, что разделения во многих поместных церквах были задолго до этих документов: Ташкент, Владикавказ, Баку, Одесса, Новосибирск и другие, - и никак не связанные с этими документами. Было еще множество поместных церквей, которые после прекращения властями регистрации (с 1949 года) оказались на положении нелегальных, внео закона. Разделение братства на зарегистрированных и незарегистрированных было искусственным и сделано непосредственно властями. По сути, это было не разделение. Оно не было столь трагичным и долговременным в деле разделения. Братья и сестры тех и других поместных церквей оставались в тесном духовном общении и не находили себя на положении разделившихся, и в свое время некоторые объединились или, во всяком случае, не враждовали. Многие из них, правда, по их недоразумению положения дел, были потом вовлечены в движение "инициативников".

А вот разделения, вызванные документами 1960 г. с развитием движения "инициативников", сохранились и после их отмены. Больше того, сохраняются и множатся не только в странах СНГ, но и среди рассеянного братства евангельских христиан-баптистов (в США, Германии и др.), где нет никакого давления со стороны госорганов.

Что касается движения "инициативников", ставящих поначалу лишь вопрос о необходимости чрезвычайного съезда с целью, как они предлагали: "В интересах дела Божьего пойти на исправление создавшегося положения безболезненным путем Божьего благоразумия, а не конфликтов", - это было на своем месте. Но что касается их устремлений к отделению и созданию отделенного братства ЕХБ, то это было, надо признать, не только опрометчиво, но нарушением воли Божией и игрой на руку врагу.

"Тактика атеистов, рассчитанная на разделение братства, не нова: корнями своими она уходит в "divide et impera" ("разделяй и властвуй") древних латинян. Атеисты не преминули использовать эту тактику в начале 60-х годов для успешного, как ими мыслилось, достижения цели уничтожения всего евангельско-баптистского братства". Этого они добивались и в 20-е годы, о чем еще будет сказано.

Так что ответ на вопрос "Кто виноват?" лежит почти на поверхности. И Слово Божие на таковой отвечает однозначно: "... он (лукавый, диавол и сатана) был человекоубийцею от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44). "Вор (лукавый) приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (Ин. 10:10). Для достижения своей цели он поступает чаще исподтишка, хитростью и лукавством.

А почему это стало возможным? В чем коренная причина разделения?

Вспомним нечто из истории восстановления евангельско-баптистского братства, Союза церквей ЕХБ. В октябре 1944 г. впервые после значительного перерыва в 18 лет, вызванного лихолетьем 30-х годов и последовавшей войной, прошло немногочисленное совещание-съезд братьев и сестер евангельских христиан и баптистов, на котором состоялось де-юре объединение евангельских христиан и баптистов в одно братство. (Де-факто оно произошло почти повсеместно, как в местах рассеяния, так и ссылок и даже заключений).

На совещании-съезде было принято Положение о Союзе ЕХБ, согласно которому Всесоюзный совет ЕХБ принял на себя руководящую роль Союзом. Съезды представителей поместных церквей как высшего органа Союза не были предусмотрены! Надо полагать, что в этом были заинтересованы власти: централизованное руководство делами Союза ЕХБ их устраивало. Ведь легче давить на руководство, Президиум ВСЕХБ, нежели на съезд, представляющий поместные церкви всего братства. И братья, участники совещания-съезда, без возражений согласились с Положением, не усмотрев в этом скрытый подкоп под последующую деятельность братства. Неужели, когда принималось судьбоносное Положение о Союзе ЕХБ, братья, составившие ВСЕХБ, то есть СОВЕТ, не видели, что, принимая на себя роль руководителей Союза без съездов, становятся заложниками у властей?

"...вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой" (Мф. 24:43). Он знает, когда и как сделать подкоп, чтобы не обнаружился замысел ограбления: ночью, когда хозяин не бодрствует, а спит.

В позднем своем признании генеральный секретарь ВСЕХБ А В. Карев (1894-1971), например, сказал: "...теперь ничего не сделаешь. В свое время мы дали надеть на себя петлю, а теперь затягиваемся с каждым днем все туже". Не потому ли в последующие 19 лет (до самого 1963 года) не было ни съездов, ни даже расширенных совещаний пресвитеров? "Вы руководите - с вас и спрос за все, что делается в вашем Союзе на местах. И никаких вам съездов. Да в вашем Положении они и не предусмотрены", - только такого ответа можно было ожидать от властей на ходатайства, если они были, о разрешении на съезд. (Это уже после расширившегося разделения в братстве, в самом начале 60-х).

Надо вспомнить в связи с этим, что даже в 1931 г., когда уже началось существенное ограничение деятельности религиозных обществ печально памятным Постановлением от 8 августа 1929 г. и уже начались аресты, на расширенном заседании Всесоюзного совета евангельских христиан принятым Положением было предусмотрено в перспективе проведение съездов представителей поместных церквей ЕХ. Это не противоречило означенному Постановлению, и братья настояли на включении в Положение раздела, предусматривающего проведение съездов.

Так вот, принятие на себя роли руководства всем братством и непредусмотренность проведения съездов - вот, образно говоря, те два подводных камня, с которыми столкнулся корабль евангельско-баптистского братства в 1960-1961 гг.

Кажется ясно: не усмотрели подкоп, не бодрствовали, попали в заложники у властей, которым того и надо было, чтобы вымогать уступки, для того чтобы вмешиваться в дела церкви. И хотя находились в составе ВСЕХБ отдельные братья, считавшие недопустимым давать этим роковым документам ("Положение", "Инструктивное письмо") огласку, Президиум ВСЕХБ их выпустил.

Но этим не исчерпывается вопрос "Почему?" Обратим внимание на то, как отреагировало все братство на эти документы. Здесь мы не касаемся поместных церквей, оставшихся после 1949 г. на положении нелегальных, оставшихся незарегистрированными. К ним эти документы не имели отношения, их они не касались. Верующие их жили жизнью находящихся вне закона и под постоянным его преследованием. Но вот те, к кому эти документы имели отношение, к церквам, находящимся под опекой ВСЕХБ, - как они отреагировали на них?

Когда через год после рассылки этих документов был произведен анализ отношения к ним, оказалось, что 40% приняли эти документы, с небольшими оговорками; 50%, то есть половина, не дали никакого ответа (надо думать, отнеслись безразлично); около 8% выразили несогласие по наиболее существенным пунктам; и лишь1,5% заявили свой протест. В числе заявивших протест были церкви, составившие впоследствии ядро отделившегося братства ЕХБ.

Это показало, что евангельско-баптистское братство пребывало не в лучшем духовном состоянии, что позволило провести над собой эксперимент, чреватый последствиями разделения. Лишь немногие из зарегистрированных церквей, не приняв к исполнению предписаний "Инструктивного письма", продолжали духовно здоровую жизнь и избежали разделения (Георгиевская, Черновицкая и в ее области и некоторые другие).

Многие рядовые члены поместных церквей были напуганы перспективой закрытия церквей, а потому прилежно старались исполнять предписания старших братьев. "Как, дескать, будем жить без собраний?" А накануне принятия этих документов и впрямь власти на местах стали закрывать собрания под самыми разными, порой мелочными, предлогами.

Союз ЕХБ был на грани самороспуска. А.В.Карев в доверительной беседе с одним Ташкентским братом-служителем поведал: "Мы стоим перед дилеммой: или свернуть работу и распустить Союз, или... идти на уступки". В аналогичной беседе с С.П.Грачевым А.В.Карев прямо сказал, что "...они (власти) хотят, чтобы мы задушили себя сами, своими руками". Петля-то уже на шее! Обречены!

Пишущий эти строки припоминает решительный протест католического кардинала Вышинского на акцию закрытия множества костелов в середине 60-х годов в Польше. Кардинал Вышинский пошел на прием к главе государства Гомулко и заявил (почти дословно): "Если не будут открыты костелы, то я дам указания верующим своей паствы всем спуститься в "катакомбы", то есть уйти на нелегальное положение. И Гомулко тут же дал указание открыть все костелы по всей Польше. Это подвиг, на какой не отважились руководители ВСЕХБ.

С.П.Федюхин (1905-1998), рассказывал, как А.В.Карев ответил на его (С.П.) высказывание по поводу опубликования "Инструктивного письма старшим пресвитерам ВСЕХБ". Когда Фадюхин сказал Кареву, что он против опубликования этого документа, что он раздует в братстве пожар, Карев "... каким-то необычно резким тоном ответил: "Если мы откажемся его публиковать, нас закроют, посадят, разгонят!" - Ну и пусть сажают, - ответил я. - Но публиковать "Письмо..." не надо!".

Большинству верующих евангельско-баптистского братства Советской России должны были быть памятны 30-е годы жизни в условиях "катакомб" домашними церквами, в лучшем случае - маленькими общениями. Ведь выжили тогда, несмотря на стесненные условия жизни верующих даже в быту. С них-то и началось восстановление братства, как бы из рун, после такой разрухи.

Да власти, наверное, и не пошли бы на полное закрытие всех молитвенных домов. Это уже было испытано. К тому же уже было немало поместных церквей, находящихся на нелегальном положении. Добавлять к ним новые, поставленные в связи с их закрытием, значило бы отказать верующим ЕХБ в праве на существование. Едва ли власти пошли на это. Ведь евангельские христиане-баптисты были наиболее многочисленной протестантской конфессией в СССР, с которой, в целом, нельзя было не считаться. И вполне понятно, почему власти на местах, закрыв в1959 году многие молитвенные дома в Краснодарском крае, в Ростовской области и на Украине, поспешили исправить допущенное и вновь открыли многие молитвенные дома. Но уж что было, то было. Того уж не вернешь.

Теперь остается сказать об отделившемся братстве, в частности, об их "инициативниках". Не допустили ли они чего-то, что способствовало разделению? Их клич к отделению - это еще не все. Все их разъезды по стране и письма с призывом к отделению - это лежало на поверхности и отвечает на вопрос "Кто виноват?" в числе прочих виновников трагедии разделения евангельско-баптистского братства (разумеется, виновников одних и других).

Удивления достойно непонимание ими того, что они, не отдавая себе отчета в том, кому на руку разделение, безбоязненно пошли на это. Если руководители ВСЕХБ с самого начала не усмотрели подкоп и попали в заложники власти для вымогательства уступок, то "инициативники" прямо сыграли на руку атеистам, принявшим на вооружение излюбленную и испытанную тактику "разделяй - и властвуй".

И это произошло отнюдь не от умысла, а от незнания истории: как шли наши предшественники, пережившие и гонения царских времен, и краткие годы относительного благоденствия после революции. От незнания того, какие они дали нам уроки, как не следует делать, и примеры, достойные подражания.

Начнем с того печально памятного "военного" вопроса, взбудоражившего оба братства, евангельских христиан и баптистов, ставшего причиной затормаживания евангелизационной работы братств в течение, по меньшей мере, пяти лет. Об этом писал и признанный в братствах экзегет и богослов Иван Вениаминович Каргель (1849-1937). Это, кстати, не прошло мимо внимания автора "Истории ЕХБ". Будучи благим по своей сути, дело освобождения от службы в армии по религиозным мотивам выглядело в оценке Советского правительства выступлением политическим, коль скоро стало предметом обсуждения сначала на съезде евангельских христиан, а потом и баптистов. И это дало повод власти вмешиваться во внутренние дела братства в целом: власть потребовала установить испытательный срок для вступления в поместную церковь молодым братьям. А это привело к брожению в братствах, чего и ждали власти.

Послушаем, как это было задумано органами власти. Е.А. Тучков, начальник 6-го отдела СО ОГПУ, ведавший делами религиозных объединений, откровенно тогда заявил в своем отчете, что бурное обсуждение в среде баптистов и евангельских христиан вопроса о военной службе и наметившийся было раскол в обоих братствах "...несомненно послужит прежде всего прекращению роста сектантства (разумеется, прежде всего баптистов и евангельских христиан) и толкнет их к моральному разложению".

Так вот, тогда власти ждали повода к разделению, а теперь, в 60-е годы, верующие поместных церквей разделились сами. В обоснование правомерности (оправданности) отделения "инициативники" приняли на вооружение стих из 2Послания Коринфянам: "...выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас ..." (2Кор.17:6).

Верующие, приняв этот клич, не уразумели, что в контексте здесь речь не об отделении от церкви Коринфской, не о выходе из нее, хотя и пораженной многими грехами и нечистотами, а об отделении от всего языческого, наполняющего капища. И Ап. Павел не предлагал "духовным" в церкви покинуть "плотских" и организовать свою, "живую", церковь. Вот ведь как можно было попасть в ловушку сатаны, ссылаясь на Писание! Диавол, искушая Христа, тоже ссылался на Писание. Но Христос отпарировал ему, искусителю, словами: "... написано также ...". Вспомним также, что Христос в Откровении Иоанну не сказал верующим Сардинской церкви, пребывающим в чистоте и святости (Отк.3:4), чтобы они вышли из этой, даже, по существу, уже мертвой, церкви, а сказал: "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти..." (Отк.3:2). Они нужнее были в церкви, а не вне ее. Так и братья "инициативники" при их непомерной ревности нужнее были бы внутри единого братства, а не вне его, в отделении.

От незнания истории, как шло наше братство в прошлом, в частности, в годы атеистического окружения (в 20-е годы), и того, как выходило из ситуаций, угрожающих разделением в братстве, братья отделенные не пошли на исправление допущенного отделения. Этим они только порадовали атеистов.

Вспомним урок, который подали тогда братья баптисты. Было это в 1920-21 годах. Значительная часть весьма авторитетных братьев, членов Правления Союза баптистов, выступила с протестом против деятельности Временного Правления Союза (1919-1923гг.) с непризнанием съезда 1920 г. и его резолюций. Почти аналогичный случай. В числе протестующих были братья: Д.И. Мазаев, Д.А. Правоверов, А.Г. Алехин, И.К Савельев, Г.Д. Жулин. Их письменный протест (циркулярное письмо, разосланное всему братству баптистов) был рассмотрен на съезде 1921 года. Съезд признал содержание письма выраженным в нехристианском духе. По долгом рассуждении, братья-авторы циркулярного письма поняли, что распространение его приведет к разделению и расколу в братстве, что только порадует атеистов. И они устрашились. Смирились, признав ошибки. Для них дело сохранения единства в братстве было превыше всех амбиций. Раскол был предотвращен, и эти братья продолжали благословенно трудиться в Союзе и Правлении.

На съезде в 1966 году в докладе, посвященном вопросу о разделении (С.П. Федюхин), говорилось: "Мы должны заявить, что и со стороны ВСЕХБ имели место ошибки и недостатки в работе ... Также и сторонники "Совета церквей", нужно полагать, допускали неразумные действия, тоже действуют не по злому умыслу, и нам хочется верить, что и они также наберутся мужества и признают свои ошибки, оставят их". Было еще не поздно исправиться.

Казалось, чего же еще нужно? Чего еще не хватало? А не хватало самого трудного - взаимного, встречного, двустороннего покаяния за небодрствование в годину искушения и ухищрений лукавого, за допущение малодушия, за допущение и сохранение разделения.

Л.Е. Коваленко, бывший сторонник отделившихся, в своем "Открытом письме Совету церквей по вопросу единства" в 1970 году писал, что "... духа любви и вытекающих из нее "милости и прощения" явно недостает отделившимся ...", что ... сохранение разделения в нашем братстве есть тяжелое преступление против Христа и Его Царства в нашей стране".

Один из зарубежных наблюдателей противостояния "инициативников" отделения, с одной стороны, и руководителей ВСЕХБ, с другой, высказался так: "Даже если бы лидерам "инициативников" и удалось доказать, что они во всех своих действиях руководствовались высшими мотивами ... новозаветная мораль требовала от них покаяния. Похоже, - продолжает он, - ни те, ни другие не унаследовали от своих предшественников духовные ценности 20-х годов, когда вера выражалась в непротивящейся злу любви! ...каждая сторона ждала от оппонентов большей лояльности, чем проявляла сама”.

Ну и последнее "Почему?" относится уже к последнему периоду жизни братства.

Почему продолжались и продолжаются деления евангельско-баптистского братства? И не только внутри отделившегося братства, но и среди основного? Причем не только на Родине, но и в диаспоре.

В отделившемся братстве это чаще всего происходит по признаку "святости": одни - святые, другие - более святые, а третьи - самые святые. К такому делению их никто не провоцировал извне, со стороны ли власти или ее органов. Нет этого в странах их переселения и нет на Родине.

Видимо, отделенное братство заражено "вирусом святости", который проник лет 30 назад, со времени внедрения в братство искаженного понимания дела освящения через компании "очищения", которые и производят разделения. А это уже серьезное заболевание, для лечения которого есть лишь одно средство - Слово Божие: "... и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть...".

Ну а среди основного братства, которое в стесненных условиях советского времени сохраняло единство, кого не касается "вирус святости", почему делятся? Делятся по национальному признаку: отделяются братья украинцы, молдаване, белорусы от братьев русских (города Сакраменто, Ванкувер, Миннеаполис). Отделяются и по признаку землячества. Почему?

Думается, происходит это от пресыщения свободой и в иммиграции, и на Родине (Россия, Украина). Забыто евангельское: "...где нет ни Еллина, ни иудея, ...варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол.3:11). "Разве разделился Христос?" (1 Кор.1:13). Разве пресвитер какой группы, отделившейся от основной массы верующих поместной церкви, распялся за них? Или во имя его (пресвитера) кто-либо крестился? Третья глава 1Послания Коринфянам дает исчерпывающий ответ на вопрос "Почему?"

За материальным благополучием и погоней за ним у большинства верующих утрачена прежняя духовность, духовный рост замедлился либо приостановился вовсе. Средство к восстановлению одно - Слово Божие: "Читающий да разумеет..." (Мтф.24:15); "... покайся, и твори прежние дела, а если не так ..." (Откр.2:5); и еще - "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам ..." (Откр.2:7). Большего не скажешь.

Это относится в равной мере и к пишущему эти строки.

ИСТОЧНИК: Сергей САВИНСКИЙ
Исследователь истории братства ЕХБ. Автор фундаментального труда в 2-х томах "История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии". Преподавал историю ЕХБ в различных семинариях на территории бывшего Советского Союза.

Возврат к списку

Задать вопрос