Очерк об истории церкви города Сыктывкара

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…»
Евангелие от Матфея, 16:18.


Рождение евангельской баптистской церкви в столице Коми края городе Сыктывкаре 


Во мраке безбожия
Начиная с двадцатых годов прошлого века, когда большевистская власть, одержав победу над царским режимом, укреплялась в России, вместе с ней разрасталась и утверждалась по всей стране атеистическая пропаганда. Монополия «красной» власти, полное подчинение народа ее воле – вот цель, на которую были брошены все силы и ресурсы советского государства. Оно объявило веру в Бога вне закона и стало лютым врагом тех, кто ее исповедует.
В 30 гг. многие церкви в Советском Союзе перестали существовать. Оставались официально открытыми лишь несколько. Многие общины действовали нелегально. Собрания проводились по домам с большой осторожностью. Большая часть верующих находилась в рассеянии. Но они продолжали трудиться во Имя Господа - самоотреченно, жертвенно, рискуя потерять свободу и жизнь. С великой верой они молились за будущую свободу, за открытие церквей и духовное пробуждение народа...
К середине 30-х репрессии захлестнули страну с новой силой и утихли лишь с началом Великой Отечественной войны. Производились массовые аресты и среди верующих, и среди атеистов. Тогда никто не мог быть абсолютно уверен, что ночью за ним не приедет «черный воронок». Народ жил в постоянном страхе. Верующих арестовывали поголовно, семьями, общинами. Власти хотели полностью их уничтожить. Братьев и сестер обвиняли в контрреволюционной деятельности, во враждебном отношении к Советской власти, в связи с немцами, в подрыве Советской Армии. Кого-то из верующих расстреливали, кто-то был сослан в лагерь на длительный срок и уже не вернулся, кто-то умирал, находясь под следствием. Те, кто выживали и освобождались, получали повторные сроки.
Многие христиане ссылались в разные районы Коми республики. В лагерях Коми отбывали заключение известные сподвижники евангельского движения, ревностные сеятели Слова Божьего. Из них Александр Васильевич Карев и Василий Иванович Угрюмов.

Сеятели Слова Божия
Нет подтверждений тому, что до 1943 года в Сыктывкаре была евангельская церковь. Известно, что в 1920 году возникла небольшая группа евангелистов на территории Айкинской и Гамской волостей. Христианской учение распространяли две студентки: К.Р. Карапчива и Л.М. Канева, уверовавшие в Петрограде. Они создали Союз христианской молодежи, куда входили до двадцати юношей и девушек.
В селе Ыб в 1922 году проповедовал о Христе Роман Патов. В 30-е годы группы баптистов были в Усть-Куломском районе и поселке Вок-Вад Сысольского района. На конец 30-х годов никаких сведений о верующих нет.
Известно, что в 1943 году началось пробуждение в Сыктывкаре, далее – в Печоре, Княжпогосте, Усть-Выми, Воркуте, Ухте. Там отбывали заключение многие верующие: русские, украинцы, немцы...
Большинство очевидцев возникновения и становления церкви ЕХБ в Сыктывкаре отошли в вечность. К счастью, еще остались те немногие свидетели, которые могут нам поведать о рождении общины, о начале ее истории. Это приемные дочери основателя церкви Н.А.Антонова Нина Ивановна и Галина Ивановна, старица Зоя Ефимовна Тимофеева.
Николай Антонов
В 1932 году из села Карамышево Псковской области в Ухту был сослан Николай Антонович Антонов сроком на 10 лет. До этого он уже провел в тюрьме два года за отказ нести воинскую повинность, то есть брать в руки оружие. Свой второй срок Николай получил за религиозную пропаганду, что в безбожном государстве было равносильно пропаганде антисоветской. Ему тогда было 22 года.
В Карамышево вместе с ним были взяты под стражу его отец Антон Лукич и другие верующие братья. Отца после ареста без суда сослали на Соловки. Николая вызвали в сельсовет. Оттуда юноша уже не вернулся. Мать и сестры через некоторое время узнали, что Николай находится в лагере на севере республики Коми.
У отца с сыном была возможность переписываться. Антон Лукич, предчувствуя близкую смерть, писал сыну из высылки: «Коля, это мое последнее письмо…». Вскоре он отошел к Господу. Его тело, заключенное в земную темницу, было похоронено на Соловках.
Наступил 1943 год - суровое время войны, время тяжелых испытаний для всего советского народа. Время ожесточенных битв под Сталинградом и Курском. Время, когда Советская страна продолжает вести переговоры с союзниками об открытии второго фронта, а те, в свою очередь, требуют улучшить положение верующих в СССР.
Срок заключения Николая Антонова подходил к концу. Его, как и многих других ссыльных, мобилизовали. Отправным пунктом на фронт был Сыктывкар.
Сердце Николая наполнилось переживаниями. Оно сопротивлялось кровопролитию и тому, что он, как христианин, может стать виновником чье-то гибели. Верующие среди ссыльных постились вместе с Николаем, принося эту нужду Богу. И Бог услышал. Наутро брат Василий сказал: «Коля, ты на войну не попадешь. Я видел сон, как ты пасешь стадо».
Слова брата подтвердились. В Сыктывкаре на Николая наложили бронь. Его, как сапожника, оставили в оборонной организации чинить обувь для фронтовиков. Дополнительно он работал грузчиком.
Николаю дали место в бараке в местечке Заречье. В комнатах жили по десять человек. Проповедовать Евангелие было нельзя, любое слово о Боге грозило новым лагерным сроком. Молиться Николай мог только вне барачных стен. В ночные часы он выходил на берег реки Сысолы и там изливал пред Господом свое сердце. Он молился, чтобы Бог послал ему собеседников. Евангелие он хранил в голенище сапога между подкладкой и кожей.
Тогда он стал узнавать в соседних домах, кто может пустить его на квартиру. В доме напротив жила вдова фронтовика Агния Александровна. Ей только-только принесли похоронку на мужа. Женщина осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках.
К ней на постой попросился Николай. Но молодая женщина в жильцы его не взяла, сказав, что ее муж недавно погиб, и она не может пустить в дом чужого мужчину.
Из воспоминаний Агнии Александровны: «Николай Антонович стал говорить, чтобы я не боялась его пускать, потому что он верующий и не причинит никакого зла. Он рассказал мне о своей вере в Иисуса Христа, историю своего обращения. Когда он говорил, его слова проникали в самую глубину моего сердца. Именно тогда мне открылась истина. Я верой приняла слова Николая Антоновича. После его свидетельства я родилась свыше, я стала другой».
- Есть ли у вас Евангелие, - спросил Николай новую знакомую. Та ответила, что есть. Открыв сундук, она достала завернутое в вышитое белое полотенце Священное Писание.
- Не держите Его в сундуке, читайте. Я к вам как-нибудь зайду, и если у вас появятся вопросы, я постараюсь на них ответить.
С этого дня Агния Александровна стала усердно читать Библию. Раньше женщина считала себя набожным человеком: она соблюдала религиозные праздники, стены ее дома были увешаны иконами, на которые она молилась. Слово Божье стало менять ее представление о том, что значит настоящая вера и истинное поклонение Богу.
«Не делайте себе никакого изображения», - как-то прочитала Агния Александровна. Женщина подняла глаза на многочисленные иконы и принялась снимать их со стен.
Когда Николай зашел к ней снова, она спросила его:
- Почему вы мне не сказали, что поклоняться изображению и молиться на иконы не угодно Богу?
- Хорошо, что вам самой Господь это открыл. Если бы я сказал вам про иконы, вы бы не стали меня слушать, - пояснил Николай.
У Агнии Александровны были подруги Настя, Ида и Наталья. Она рассказала им о святом человеке, который говорил с ней о Боге. Женщины с радостью согласились прийти послушать Евангелие.

Первые камни
В это время в Сыктывкар из поселка Корткерос прибыл Павел Васильевич Попов. Мобилизованный из Архангельской области на лесоразработки в республику Коми он был надзирателем над ссыльными евреями. Суровыми зимами по пояс в снегу спецпоселенцы заготавливали лес. На них не было ни одежды, ни обуви, которые спасали бы их от лютых морозов. Больные, истощенные, они зачастую не успевали выполнять трудовую норму. За это надзирателям надлежало урезать им хлебную пайку. Однако Павел Васильевич, несмотря на угрозы начальника наказать его, выдавал всем узникам по полному пайку.
Павел Васильевич уверовал в Архангельске. Его душа тосковала по общению с христианами. Поздними вечерами он ходил к одной и той же сосне и молился со слезами, чтобы Господь послал ему встречу с верующими. В июне 1943 года он сильно заболел и был отправлен на лечение в Сыктывкар. Там ему дали инвалидность. Начальник Павла Васильевича сказал: «Повезло тебе, а то бы я тебя загнал».
Так Божье провидение привело Попова в Сыктывкар. С ним были жена Екатерина и дочь Галя. Семья устроилась на квартире в Заречье.
Однажды побуждаемый Духом Святым Павел Васильевич пошел на берег реки. Там он и встретился с Николаем. Тот сидел на бревне и читал Библию.
- Завтра Ильин день, дождь будет…- обращаясь к Антонову, произнес Павел Васильевич.
- А вы, быть может, брат? – внимательно глядя на незнакомца, вдруг спросил Николай и услышал утвердительное: «Брат».
Эта встреча стала для мужчин огромной радостью и ответом на усиленные молитвы. Павел Васильевич взял Николая к себе на квартиру.
В сентябре 43-го, лишь начал брезжить рассвет, на реке Сысоле было совершено первое крещение. В завет с Господом вступил Павел Васильевич, его жена, сестра жены Анна и дочь Галя, ученица 10 класса. Крестил их брат Николай Антонович. Так были положены первые камни в создании церкви евангельских христиан-баптистов в Сыктывкаре.
В доме Поповых Николай Антонович помолился над принявшими крещение и совершил хлебопреломление. В радостном общении участвовали и новообращенные: Агния Александровна и ее три подруги. Через год все они вступили в завет с Богом.
Из воспоминаний Агнии Александровны: «За нами, верующими, власти следили днем и ночью. Мы переживали, где и как нам проводить крещение. К тому же здесь пристань, пароходы стоят, пляж – все на виду… Мы помолились и вышли из дома. Неожиданно поднялся густой туман, как будто нас облаком накрыло – вокруг ничего не видно. Пока совершали крещение, молитву, пели гимны – все туман стоял, как защита от Бога. Как только мы в дом зашли, туман рассеялся».
Собрания проводились у Павла Васильевича или у Агнии Александровны, позднее и у других обратившихся к Богу. Община росла и крепла. В ней царила Христова любовь. Братья и сестры помогали друг другу, делились последним с теми, кто нуждался. Те, кто приходили в церковь, уже не оставляли ее. Дух Святой со всею силой действовал через братьев, которые наставляли и вразумляли молодую паству.
Рассказывает старица церкви Тимофеева Зоя Ефимовна (85 лет): «Наши сердца для братьев были открытой книгой. Дух Святой давал им откровение: как мы провели день, что делали, что говорили, в чем оступились. Все, что было втайне, становилось явным. Мы, молодые христиане, удивлялись, откуда братья все про нас знают. Дух Святой обличал нас через братьев, научал страху Божьему…»
***
Весна 1945-го. Война закончилась. Николаю Антоновичу разрешили выехать на родину. Ему в тот год исполнилось тридцать пять. Антонов очень тосковал по родной Псковщине, хотел увидеть мать, сестер.
Первый пароходный гудок, зовущий Николая Антоновича в дорогу, заставил сжаться его сердце: как он оставит малое стадо, только начавшее путь за Господом?
Антонов остался в Сыктывкаре. В скором времени общину посетили братья. Они посоветовали Николаю Антоновичу вступить в брак. Тот и сам молился о создании семьи. В его сердце было намерение сделать предложение Агнии Александровне. Все же он спросил братьев: «Вы мне кого посоветуете?» Их ответ «сестру, у которой много детей» стал подтверждением того, что его выбор от Бога.
Агния Александровна, услышав от братьев, что Николай Антонович желает взять ее в жены, смутилась: «Мне стыдно обременять его своими детьми. Вокруг столько молодых сестер…»
Женщина даже подумать не могла, что этот святой человек, в котором она видела ангела, смиренный, удивительно кроткий, может стать ее мужем. «Я глаза на него поднять не смела, не то, что мечтать о супружестве с ним», - спустя время делилась Агния Александровна.
Но Николай Антонович ей ответил: «Дети не обуза. Я помогу тебе их вырастить и воспитать».
Пришло совместное время поста и молитвы, чтобы Агния Александровна утвердилась в Божьей воле. А в ноябре 1945 года состоялось бракосочетание.
Николай Антонович продолжал работать сапожником. Со своих, верующих, денег за починку не брал. Малоимущим, бедным также чинил обувь бесплатно. Как после вспоминали соседи Антоновых, он был не только самым лучшим сапожником в округе, но и человеком редкой душевной красоты. По их словам, таких людей они больше не встречали…

***
Верующие как-то услышали, что в местечке Чит живет мужчина, который не пьет, молится Богу, но не крестится. Они его разыскали. Им оказался брат Василий Иванович Угрюмов. Он жил один, семьи у него не было.
Известный благовестник Василий Иванович Угрюмов родился в 1875 году в городе Тотьма Вологодской губернии. Уверовал во время службы в царской армии. Затем был кучером у царя Николая II. В 20-е годы ходил с проповедью Слова Божьего по берегам Северной Двины, организовывал молодежные общения. В 1936 году Угрюмов был сослан за веру из села Верхняя Тойма Архангельской области в Чит. Находясь в ссылке, он чинил конскую сбрую и катал валенки. Более восьми лет Угрюмов молился, чтобы Бог послал ему верующих друзей, молился за пробуждение коми-народа.
Несмотря на стесненные обстоятельства, Антоновы взяли Василия Ивановича в свой дом. Для одинокого Угрюмова они стали самой настоящей семьей, он для них - отцом, а для детворы - дедушкой. Всеми любимый, мудрый, безропотный, благодарный Господу он прожил в семье Николая Антоновича и Агнии Александровны с 1945 до своей кончины в 1968 году.

***
В 1944 году в СССР под давлением зарубежных государств произошли положительные сдвиги в отношении религии: началась легализация церквей. Был учрежден Совет по делам религиозных культов. Конечно, главной его целью было еще усиленней контролировать верующих. Тем не менее, деятельность Совета должна была обеспечить и соблюдение их прав в вопросах вероисповедания.
Церкви, официально зарегистрированные в Совете, получали относительную свободу проведения богослужений, а незарегистрированные общины преследовались властями.
В конце 1945 года Николай Антонович отправил в местные органы власти просьбу о регистрации общины, приложив к ней полный список членов. Однако разрешение на регистрацию церковь смогла получить только через шесть лет – в 1952 году. До этого времени она находилась на нелегальном положении.
С началом 50-х годов власть усилила преследование верующих. На углу дома, где проводилось собрание, постоянно дежурил человек и следил: кто вошел, кто вышел. Привлекались к слежке и соседи. Во время собраний приходили работники НКВД, переписывали присутствующих, допрашивали: «где живете, где работаете?». Сообщали на рабочие места – такой-то человек верующий, посещает секту, примите меры. И меры принимали: людей ставили на самые низкооплачиваемые работы, лишали премий, случалось, и увольняли. На общину регулярно приходили штрафы за нелегальное проведение служений. Приходилось собираться на служения, на совершение хлебопреломления ночью или на рассвете.
Свидетельством нелегкого христианского пути служит жизнь Зои Ефимовны Тимофеевой, которая и ныне остается верной Богу и Церкви.
Зоя Ефимовна родилась в селе Богородске Корткеросского района, расположенном в 140 км от Сыктывкара. Слово о Христе услышала от односельчанина Василия Ивановича Попова. Тот уверовал, находясь в заключении. Вернувшись домой, Василий Иванович с Евангелием в руках начал проповедовать богородцам Божью истину. Власти всячески противились благовестию: запрещали, угрожали арестом, вызывали на допросы. Однако для Христовой благодати нет преград: среди первых уверовавших в Богородске была и молодая учительница Зоя Ефимовна. Ее духовное рождение произошло в 1952 году.
Зоя работала не только в школе. Вечерами в фельдшерском пункте она обучала грамоте юношей, призванных на военную службу, проводила курсы ликбеза среди лесорубов. На этих занятиях она начала читать с ними Евангелие.
Очень скоро об этом узнали в райкоме партии. Тимофееву сняли с работы: «Нам не нужны верующие учителя!». Исключили из профсоюза. Вызвали в райисполком в Сторожевск и объявили: «Увольняем по 47 статье - за профнепригодность». Вместе с Зоей была уволена за веру в Бога и сестра Василия Ивановича Лида, тоже учительница. «Мы возвращаемся с Лидой домой - 40 км пешком, а сердца переполняются радостью! Верить, молиться, читать Библию – вот, что для меня стало смыслом жизни, вот, что давало мне радость и делало счастливой», - вспоминает старица.
С Дальнего Востока в Богородск вернулся брат Зои Николай и предложил ей перебраться в город. Она согласилась. Василий Иванович дал ей адреса верующих в Заречье. Зою приняла на квартиру сестра в Господе Александра Андреевна. Еще долго Зоя Ефимовна не могла получить отдельное жилье – так власти наказывали ее за веру в Бога. Но она была готова ради Христа на любые лишения и испытания…
Как только Тимофеева переехала в Заречье, ее тут же вызвали в райком партии: «Нам тут богомольных работников не надо!» Как учительницу ее нигде на работу не брали. Девушка устроилась в гараж АТП. Начальство, узнав, что она исповедует веру в Бога, тут же ее уволило. Тогда она поступила на работу в кочегарку, после трудилась в диспетчерской службе, в котельной...
В доме Божьем Зоя Ефимовна несла детское служение, пела в хоре. По сей день она не оставляет собрания. Каждое воскресение старица спешит в родную церковь, добираясь в город из Седкыркеща.

Несмотря на притеснения властей, церковь единодушно собиралась и продолжала ревностно служить Богу. В округе не умолкали ни проповедь Евангелия, ни свидетельства верующих о милости и любви Божьей. Община стала пополняться молодежью. Многие из ссыльных обращались к Богу. В церкви образовался костяк братьев, которые вместе с Николаем Антоновичем несли духовный труд: Попов П.В., Угрюмов В.И., Хечо В.Н., Саяпин И.И., Колигин П.В., Сова Н.П.
Приходившие в церковь жаждали духовной пищи. Но духовная литература – Библии, христианские журналы, сборники духовных гимнов – были огромным дефицитом. Как только в общине появлялась новая книга, братья и сестры по очереди брали ее домой. Ночь напролет они переписывали от руки страницу за страницей текст книги, чтобы на следующий день передать ее другим.
***
Власти продолжали неусыпно следить за церковью, особенно за бывшими заключенными. В НКВД придумывали разного рода хитрости, чтобы уловить церковь в нарушении закона.
Однажды к Николаю Антоновичу пришел незнакомец: грязный, обросший, в ветхой одежде, просил помочь деньгами. После его ухода неспокойно стало на душе Антонова. Встав на колени, он молился, чтобы Бог открыл ему, что за человек приходил к нему и с какими намерениями.
Через несколько дней дочка Агнии Александровны увидела того самого «нищего» выходящим из здания сельсовета. Он был гладко выбрит и одет в военную форму. Девочка узнала в мужчине недавнего гостя, он тоже ее узнал. Та бросилась домой и рассказала об этой встрече родным. «Нищий» у Николая Антоновича больше не появлялся. Ему на смену пришли другие «артисты».
Власти постоянно держали церковь в состоянии напряжения, пытаясь внедрить в общину свои глаза и уши: подсылали лжебратьев, и лжесестер, провокаторов, пробовали вербовать агентов из самой общины, поощряли доносчиков из числа соседей.
Проходя испытания, церковь бодрствовала, становилась сильнее, сплоченней. Дух Святой открывал ей все коварные замыслы сатаны. «Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; Потому что Господь будет упованием твоим, и сохранит ногу твою от уловления» (Притчи 3:25, 26).
Для церкви становилось опасным собираться в одном месте. Собрания проходили по домам то у одних, то у других верующих. Нередко служения проводились в лесу или на лугу, нередко - под покровом ночи. Дома у Николая Антоновича всегда была наготове сумка – если вдруг придут и заберут его…
В 1956 году у Антоновых произошло несчастье – сгорел дом. Им дали участок на противоположном берегу Сысолы в местечке Тентюково по улице Восточной, 76. Антоновым было очень тяжело поднимать дом своими силами. В то время в семье было уже восемь детей. Власти строго следили, чтобы верующие не помогали им в строительстве. Запрещали оказывать и материальную помощь. Всемогущий и любящий Бог укреплял Антоновых в постройке дома, давал силы и поддержку. В этом доме в 1956 года проходили служения. Власти регулярно выписывали Антоновым штрафы за проводимые у них собрания. Семья жила очень скромно, и оплачивать штрафы было нечем. Тогда представители административных органов приходили к ним для конфискации имущества.
Вспоминает дочь Антоновых Нина: «Однажды пришли люди описывать имущество в счет штрафа. А дома взять-то нечего. Мама говорит: «Могу вам юбку отдать (у нее их было две – одна для дома, другая – для собраний) и еще доски, которые во дворе лежат. Вот, все, что есть». Но они все равно продолжали что-то искать, фотографировать: в шкафу самодельном, под дощатыми кроватями, под скамейками…»
Хотя Антоновы не могли похвастаться богатой обстановкой (вся мебель была из досок), изобильем на столе, но их дом всегда был полон людей. Если общения задерживались допоздна, для братьев и сестер находилось место и на ночлег (кому-то приходилось даже спать в шкафу). А картошка, сваренная Агнией Александровной, казалась самым вкусным блюдом на свете. Особенно ценным и радостным для верующих той поры было пребывать в общении – вместе назидаться от Слова Божьего, вместе молиться, вместе прославлять Небесного Отца.
***
С того времени, как церковь получила в 1952 году официальное свидетельство о регистрации, она стала ходатайствовать о предоставлении ей помещения под молитвенный дом. Наконец, в 1957 году власти дали помещение на улице Советской.
Вскоре к церкви присоединилась группа верующих из поселка Краснозатонский, которая состояла из ссыльных немцев. Боясь преследований, они годами проводили свои службы в условиях глубокой конспирации. Совместные богослужения состояли из проповедей и песнопений на русском и немецком языках. Тогда в церкви было уже более ста членов. Служения проповедников несли Исаев Дмитрий Тимофеевич, Сова Николай Петрович, Петерс Иван Иванович, Хечо Владимир Николаевич, Саяпин Иван Ильич, Янцен Петр Абрамович. Пасторское служение в объединенной общине было доверено Юрию Мержуковскому, который до этого нес его в Затонской группе. Еще до войны он окончил библейские курсы в Германии и был рукоположен на пресвитерское служение. Когда немцам отменили «комендатуру» (дали разрешение на свободу передвижения), многие из братьев уехали из Сыктывкара, в том числе и Мержуковский. После него пастором церкви официально был избран Николай Антонович, который, в сущности, и был им с самого основания сыктывкарской общины.
Молодежь горячо служила Господу, совершая труд благовестия на катерах, на берегу реки, в поселках. Было много встреч и бесед в домах неверующими. Они были настолько расположены, что нередко разрешали проводить у них дома собрания и разборы Библии. Братья и сестры навещали группы верующих в Затоне, Седкыркеще, Коччойяге.
В середине 50-х годов был создан хор. Организовал его Иван Иванович Петерс. Он и его родители были сосланы в Воркуту как немцы. Когда их гнали по этапу, умерла мать, пропал без вести отец. Юноша остался один. В ссылке он уверовал в Бога. Иван мечтал стать врачом, но за пределы республики ему выехать не разрешили. Тогда в 1952 году он подал документы в Сыктывкарское медучилище, где получил от ворот поворот: «не комсомолец, да еще и немец». Случайно забрел в лесной техникум, куда его с радостью взяли из-за недобора студентов. В церкви Сыктывкара Иван женился на коми девушке Александре Гуляевой. Та не побоялась выйти замуж за немца, хотя все ограничения в гражданских правах, которые имел Иван, негласно распространялись и на нее, да и люди, бывало, косились: мол, за фрица вышла. В начале 60-х годов семья Петерс уехали в Германию. «Саня – Ваня», как их с любовью называли в церкви, оставили трогательные воспоминания о своем духовном рождении, начале своего пути за Христом, о трудностях и радостях, которые в тот период переживала сыктывкарская община. В 2012 году Иван Иванович Петерс отошел в вечность.
Первыми левитами церковного хора были сестры среднего возраста и старше. Они не знали музыкальной грамоты, не понимали нот, но в них было огромное желание прославлять Господа. Больших трудов стоило Ивану Ивановичу достигать стройности пения, и сами хористы прилагали для этого немало усилий. Сестры разучивали гимны на слух и пели по памяти. Их искреннее пение было наполнено радостью, вдохновением и хвалой Спасителю. Постепенно в хор все больше и больше стали вливаться молодые голоса. Позже вместе с Петерсом регентский труд нес и Вильгельм Павлович Бикикноль.
Иван Иванович совершал музыкальное служение с детьми. Разучивал с ними детские гимны, обучал игре на гитаре, мандолине, домре.
В сентябре дом по ул. Советской снесли, и общине вновь пришлось собираться по домам. Летом проводили служения на природе. Одно время собрания проходили в бараке, который стоял на месте сегодняшнего здания церкви в Мичуринском парке. Однако помещение было совсем маленьким - в нем могла разместиться лишь часть общины.

Свет во тьме светит, и тьма не объяла его
В 1961 году в местечке «Париж» община приобрела дом по адресу Депутатский переулок, 8. Это был обычный частный дом. Около двадцати лет в одной из небольших комнат проходили богослужения. Атмосфера в церкви была очень теплой, домашней. Братья и сестры чувствовали себя одной дружной семьей, соединенной любовью Христа.
Сплачивали общину и трудности, которые приходилось ей преодолевать в суровые годы антирелигиозной кампании, которую в начале 60-х годов развернул Н.С.Хрущев. Период его правления стал временем «закручивания гаек» в отношении верующих.
Существенно ужесточилось законодательство, поставив под запрет воскресные школы и молодежные собрания. В школах и институтах была усилена атеистическая пропаганда. В противовес религии ставились построение коммунизма и научный прогресс. В вузах и техникумах был введен обязательный предмет - научный атеизм, даже открыты специальные школы, готовящие специалистов для пропаганды научного атеизма. В 1968 году был принят закон, обязывающий родителей воспитывать детей в коммунистическом духе.
Существовала практика посещения служений учителями, работниками гороно, пропагандистами атеизма. Они изучали верующих и само явление «вера в Бога». Выполняя заказ государства, безбожники выискивали слабые звенья в христианских убеждениях, чтобы после использовать их для аргументации борьбы с верой в Бога. Один из советских пропагандистов Ю.В.Гагарин написал несколько брошюр о «религиозных пережитках» в Коми, где упоминает евангельских христиан-баптистов, живущих в Сыктывкаре. Глядя на церковь глазами невозрожденного человека, глазами противника, он, конечно же, не мог понять сути евангельского учения и искажал ее. В этих книгах немало лжи и домыслов относительно того, зачем людям нужна вера в Бога, что двигает христианами в совершении добрых дел, в благовествовании Божьего спасения. Несмотря на старания опорочить церковь, Гагарин, сам не осознавая, предоставил нам, сегодняшним христианам, ценные исторические данные о составе Сыктывкарской общины, о ее служителях, о содержании их проповедей и бесед с атеистами. Эти данные открывают нам твердость духа братьев, свидетельствуют о непоколебимости их веры, чистоте Христова учения, они вдохновляют следовать за Господом, несмотря на трудности и испытания, несмотря на непонимание и поношение. Вот лишь одна выдержка из брошюры Гагарина «Евангельские христиане-баптисты» (1966 год издания), где он рассуждает о баптистской интерпретации проповеди любви: «Призыв к братству, любви сам по себе выглядит привлекательно. Однако у баптистов любовь друг к другу является производной от другой, более высокой любви к Богу. «Если в народе, в обществе, - утверждает Н.Антонов, не любят Бога, значит, не любят друг друга. И только там, где есть любовь к Богу, царит мир, радость и покой, ибо в Евангелии от Матфея сказано, что первая и наибольшая заповедь:»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею м всем разумением твоим» (гл.22, ст.37)».
Наряду с пропагандой атеизма в войне с религией был задействованы и административные меры. Власти на местах получали дополнительные возможности притеснять верующих. Они действовали в тесном сотрудничестве с Советом по делам религий, КГБ, милицией, прокуратурой.
За крещение молодежи до 18 лет, оказание материальной помощи из церковной кассы, проведение библейских занятий, за миссионерскую работу можно было получить реальный срок. Верующие знали, что за свою веру им непременно придется расплачиваться. Поэтому случайные люди в церкви не удерживались.
Несмотря на запреты и запугивания, братья и сестры искали любую возможность для преподавания детям и молодежи библейских истин, любой предлог для проповеди Евангелия. Дети слышали Слово на днях рождения друг у друга, молодежь – на хоровых спевках и музыкальных репетициях. Благовестие совершалось на свадьбах, куда приглашались неверующие друзья и родственники, на похоронах.
Но самым сильным свидетельством веры был добрый пример христианской жизни. Неверующие, естественно, обращали внимание на поведение и образ жизни братьев и сестер. На производстве коллеги по работе видели в них честных, трудолюбивых, добросовестных работников и порядочных людей. Неверующих удивляло, что христиане не выпивают, не скандалят, стараются во всех делах быть честными. Их вопросы: «Почему вы так живете, во что веруете?» давали верующим возможность рассказывать товарищам о своей вере в Иисуса Христа.
Вспоминает Агния Александровна: «Мы с Николаем Антоновичем работали вместе в котельной. В одну смену с утра до вечера. На работу идем - беседуем, по пути домой – тоже. Целый день в котельной – снова вместе. Слесаря смотрят на нас и удивляются, как у нас получается так дружно жить. «Вы что, никогда не ругаетесь?» - спрашивают. А мы отвечаем: «Нам на добрые дела времени не хватает, а если еще ругаться будем…». Мы стремились жить духовной жизнью и дома, и на работе, и в дороге».
Чем жестче власти «закручивали гайки», тем усердней и горячей становились молитвы верующих. Братьев и сестер не оставляла непоколебимая вера в то, что Бог с ними, что Он полон любви и милосердия. Они продолжали с надеждой молиться за Россию, за духовное пробуждение в советском народе, за свободу вероисповедания.
Хрущевская политика антирелигиозной пропаганды была подхвачена Л.И.Брежневым. Воинствующие атеисты продолжали яростно критиковать верующих. По-прежнему власти вмешивались в дела церкви, контролировали ее через уполномоченных и других своих представителей. Усилилось атеистическое воспитание в школах.
Однако, что бы власти ни предпринимали в борьбе с Богом и Его детьми, к каким бы ухищрениям и ресурсам ни прибегали, рано или поздно им суждено было понять, что победа не на их стороне. Кто может бороться с Богом?
Тем временем силой Духа Святого церковь возрастала и укреплялась. Многие из наших дорогих братьев и сестер обратились к Господу именно в те непростые годы. Огромный вклад в созидание церкви внесли служители Михаил Степанович Харитонов, Фридрих Густавович Мюллер, Павел Васильевич Колигин, Михаил Тимофеевич Коршуков, Николай Васильевич Размарнюк, сестры: Зельма Августовна Вальтер, Анна Григорьевна Тимофеева, диакониссы Агния Александровна Антонова и Евдокия Илларионовна Моторина (председатель церковного совета). Сегодня их жизнь служит для молодых христиан добрым примером следования за Господом.

***
В июне 1977 году церковь посетил молодой солдат Павел Кобзарь. Он служил в армии в Воркуте. Командование отправило его в Сыктывкар в качестве снабженца. Еще в самолете, когда Павел сквозь иллюминатор рассматривал очертания приближающегося города, он услышал внутренний голос: «Ты будешь здесь жить»… Павел был родом из украинского города Артемовска, где его отец Иван Михайлович был пастором баптистской церкви. Пока юноша не попал в Сыктывкар, ему и в голову не приходило, что север станет его судьбой.
Четыре запланированных дня командировки растянулись на все сорок. Это обстоятельство позволило Павлу Кобзарю подольше пообщаться с Николаем Антоновичем и другими верующими.
Сначала Павел попал в дом к сестре Валентине Максимовне Мальцевой, чей адрес ему дали в Воркуте. Та отвела его к Антоновым. У них на квартире он и жил во время командировки. Для Павла общение с Николаем Антоновичем и его семьей стало благословенным временем. Они много беседовали, много молились… «Николай Антонович был кротчайшим человеком, искренним и богобоязненным. Он светился добром, святостью, - рассказывает Павел Иванович Кобзарь. - Я помню, как он переживал за единство церкви, за ее духовный возрастание. Для меня он стал прекрасным примером служителя».
Срок армейской службы Павла подходил к концу. Антонов приглашал его после демобилизации приехать жить в Сыктывкар и трудиться для Господа в здешней церкви. Павел видел в этом призыв Божий.
Возвратившись из армии, он сказал родителям, что хочет ехать в Сыктывкар. Отец сказал: «Не торопись. Утвердись в Божьей воле».

***
В мае 1978 года после трехдневной пасхальной службы отошел к Господу Николай Антонович. Перед смертью он не мог говорить, но супруга Агния Александровна понимала его без слов. Собрав детей, она совершила над ним молитву. Мужчина поднял руки к небу, и его лицо засияло в ожидании скорой встречи со Спасителем. С радостной улыбкой он почил. Эта неземная радость передалась Агнии Александровне. Окружающих удивляло, что она не плачет, не скорбит об ушедшем муже. Она же отвечала: «Как же мне плакать и обижаться на Господа - Он забрал его к Себе, в те края, куда мы все стремимся. Ведь для нас жизнь – Христос, и смерть – приобретение»…
После смерти Николая Антоновича служение пресвитера принял Фридрих Густавович Мюллер. Регентом хора стал молодой служитель Вячеслав Захарович Серенченко, муж дочери Антоновых Ангелины. Узнав о кончине Антонова, в том же году в Сыктывкар переехал Павел Кобзарь.
В 1979 году началась реконструкция молитвенного дома по Депутатскому переулку. Причиной перестройки стала не только ветхость здания, но и стремление сделать его похожим на культовое - старое ничем не отличалось от других частных домов в округе. Вся община – и стар и млад – участвовали в возведении Дома Божьего. Братья работали физически, сестры от них не отставали: пилили доски, носили песок, красили стены, варили обеды. Многие верующие помогали материально. На подмогу приехала бригада братьев-строителей из Украины. Единодушие, сплоченность, взаимопомощь, жертвенность в период стройки свидетельствовали окружающим об объединяющей сердца верующих Христовой любви.
Вспоминает Павел Иванович Кобзарь: «В то время уполномоченным по делам религии был Скрипников Михаил Васильевич. Он был очень расположен к нашей церкви, вступался за нее перед властями. Однажды, наблюдая, как переставляются леса вокруг стен здания, он не выдержал и сказал с глубокой искренностью: «Позвольте и мне поучаствовать в этом строительстве. Я тоже хочу приложить руку к Божьему делу».
Благодаря совместным усилиям Дом молитвы был готов через несколько месяцев. Церковь радовалась и славила Бога за просторное, светлое и уютное здание.
В 1980 году обязанности пастора Сыктывкарской церкви исполнял старший пресвитер ЕХБ по Северо-западу Сергей Иванович Николаев. Он убедил Павла Ивановича Кобзаря, которому тогда было 26 лет, в необходимости взять на себя пасторское служение и предложил его кандидатуру церкви на рассмотрение.
В 1983 году празднование 40-летия церкви дополнилось большей радостью: состоялось рукоположение двух братьев - Павла Ивановича на пасторское служение и Вячеслава Захаровича на диаконское.
В рукоположении участвовали Генеральный Секретарь ВСЕХБ Бычков Алексей Михайлович, епископ Николаев Сергей Иванович и отец П.И.Кобзаря пастор Иван Михайлович.
В церкви подрастало поколение подростков и молодежи. Обращались к Богу студенты вузов и техникумов. Служители привлекали их к совместным молитвам, занятиям по изучению Библии, к участию в хоре и оркестре.
Как-то одна из методистов гороно, по долгу службы посещавшая церковь и наблюдавшая за собраниями, за общениями верующих, откровенно призналась: «Я смотрю на вашу церковь - вы люди разного возраста, разных национальностей. Казалось бы, что вас может объединять? Но я вижу, как вас соединяет и радует общая вера в Бога. И если мы разрушим церковь, что сможем предложить в качестве альтернативы? Ничего. Нет ничего, что мы, атеисты, можем предложить взамен того, что вы имеете сейчас».

Голос благовеста все громче
«Приближается утро…» (Исайя, 21:12)
К середине 80-х годов забрезжил свет свободы совести. Государство стояло на пороге смены политического строя. Вскоре в обиход советского народа вошло новое громкое слово «перестройка». Верующим оно дало надежду на существенное изменение законодательства о религиозных культах.
Действительно, это время стало поворотным в жизни не только христиан, но и тех, кто с ними боролся. Свобода открыла людям новые возможности для обретения Бога и для служения Ему.
Чаянья верующих оправдались. Наступившую религиозную свободу они восприняли как ответ Бога на их усердные непрестанные молитвы среди гонений и скорбей.
Главным приобретением церкви в те «перестроечные» годы стала свобода проповеди Евангелия. Неверующие приходили в церковь для проведения диспутов, немало бесед и дискуссий было проведено со школьниками, студентами госуниверситета, пединститута.
В 1989 году в здании Политпросвещения были организованы диспуты христиан с пропагандистами и преподавателями научного атеизма со всей республики. Тема диспутов – «Доказательства существования Бога». В зале собиралось до 150 человек воинствующих атеистов. Христианские убеждения отстаивали пастор церкви евангельских христиан-баптистов Павел Иванович Кобзарь и православный священник о.Игорь. В ходе дебатов выяснялось, что большая часть атеистов - люди крещенные. Тем удивительней, что они враждовали против Того, в Кого крестились. Тогда уже можно было говорить открыто, и такие встречи давали прекрасную возможность свидетельствовать о Христе, Который сказал: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте».
Наступило время непрерывных миссионерских поездок, в которых активное участие принимала молодежь. Группы благовестия проводили в школах уроки нравственности, библейские занятия, беседы с вопросами-ответами. В сельских клубах, учебных заведениях, больницах проходили показы фильма «Иисус». Многие и многие люди обратились к Богу именно после просмотра этого фильма. На встречах с неверующими молодежь исполняла христианские песни, которые находили отклик в сердцах слушателей.
Открылись двери в местах заключения, куда также отправились наши служители со Словом истины. Многолетний духовный труд среди заключенных несет брат Николай Васильевич Шаньгин. Каждую неделю он посещает мужскую колонию, проповедуя узникам Божью любовь и спасение, ободряя тех, кто принял Христа в свое сердце.
Огромный вклад в дело благовестия внесла миссия «Гедеон». Книги Священного Писания, которые она распространяет бесплатно, наши братья и сестры разносили по больницам, тюрьмам, воинским частям, учебным заведениям.
1990 – 2000-е гг. Встань, спящий, и воскресит тебя Христос!
Начало 90-х стало периодом духовного пробуждения народа.
Свобода раскрыла в людях тоску по Богу, духовное искание. Благодаря благовестию многие услышали Божье Слово и потянулись в церкви. Осознание греховности, потребность в покаянии за годы неверия, отречения от Бога, стремление обрести мир с Небесным Отцом открывали перед людьми новую жизнь, о которой они раньше не знали: жизнь в спасительной благодати, в Божьем усыновлении, в церкви Христовой.
В те годы община приняла огромное число новых братьев и сестер. Только в 1991 году крещение приняли 52 человека.
В 1990 году началось строительство нового здания церкви в Мичуринском парке. Те годы ознаменовались самым настоящим строительным бумом. По всей России возводились новые храмы, церкви, Дома Молитвы. Время свободы открыло в христианах новое масштабное мышление: желание во всеуслышание заявить о себе проявилось не только в крупных евангелизационные проектах, но и в возведении глобальных церковных зданий. И это понятно: столько лет общины пребывали в стесненных обстоятельствах, проводя службы в подвалах, в хозяйственных постройках, в тесных комнатушках бараков, в глуши лесов. Кардинально изменилось и отношение общества к церкви. Теперь религиозные чувства и убеждения верующих воспринимались с большим уважением. А к строительству новых культовых зданий относились как к одному из признаков духовного возрождения страны. Наступило время «собирания камней»…
Идея выделить место под строительство церкви в центральном городском парке принадлежала Совету архитекторов Сыктывкара. Их задумка была в том, чтобы здание, стоящее на пересечении нескольких магистралей, можно было увидеть со всех сторон. Ее поддержали и другие городские чиновники.
В изначальном проекте было предусмотрено здание значительно меньшего размера, чем то, которое стоит сегодня. Однако в администрации города с таким проектом не согласились: «Если вы хотите построить церковь в таком хорошем месте, то и вид ее должен быть соответствующим».
За новый проект здания взялся Санкт-Петербургский архитектор Эрик Павлович Булатов – знаток церковной архитектуры. Его проект власти одобрили, и строительство церкви на территории парка было утверждено.
Чтобы начать стройку такого крупного, достаточно сложного в плане архитектуры, здания, требовались огромная вера в Божий промысел и надежда на Его помощь. И церковь сделала шаг веры…
В 1991 состоялось освящение фундамента будущего храма. По словам Павла Ивановича, Бог являл огромные благословения: чиновники давали «зеленый свет» в решении многочисленных «строительных» вопросов, руководители леспромхозов, различных предприятий республики Коми и России оказывали финансовую помощь, выделяли технику, стройматериалы.
Не один год кипела работа по возведению храма. Одна за другой приезжали бригады братьев-строителей с Молдавии, Украины. Местные верующие также участвовали в стройке: кто материально, кто физически. Молодежь, и не только, разгружала платформы с кирпичами, трудилась на подсобных работах. Сестры кормили строителей.
Особым образом хочется отметить усердный труд Агнии Александровны, вдовы Николая Антоновича. Всю жизнь, с момента посвящения себя Господу, она отдала Ему на служение. Все, что у нее было: силы, дарования, способности – она несла на Божий алтарь. Она была верной помощницей Николаю Антоновичу, молитвенницей, до 1980 года совершала труд диакониссы. Вместе с сестрами ходила в больницы, ухаживала за пациентами, утешала страждущих, несла неверующим Благую весть. Агния Александровна прекрасно шила и до самой смерти служила талантом рукоделия Господу и церкви. Десятки сшитых ею лоскутных ковриков покрывали стулья в Доме Божьем. Во время возведения храма она шила спецодежду и рабочие рукавицы для строителей. Тогда ей было уже за 80 лет! В 1999 году она перенесла тяжелую операцию. Но уже на третий день после выписки из больницы она вновь села за швейную машинку. Несмотря на возраст и болезни она непрерывно горела желанием трудиться во имя Господа. Агния Александровна отошла в вечность в марте 2001 года. Ей было 87 лет. Для нас, сегодняшних христиан, ее жизнь – яркий пример преданного служения Богу и Его детям.
Одновременно со строительством нового здания церковь продолжала совершать и духовную работу, наиважнейшая часть в которой – благовестие. Благодаря миссионерским поездкам с проповедью Слова Божьего образовались группы верующих в Корткеросе, Выльгорте, в Черном Яре, Объячево. Молодежь посещала семинары по работе с детьми в воскресных школах и лагерях, выезжала на конференции, посвященные благовестию.
90-е годы стали весьма благоприятным периодом для проповеди Евангелия в школах. Учителя, которые совсем недавно критиковали веру в Бога, сейчас приглашали представителей церкви в учебные заведения для проведения библейских уроков, бесед о христианской морали, нравственности. Господь располагал к сотрудничеству с христианами сердца педагогов, директоров школ, которые видели, как развенчиваются земные божки распавшегося союза, как рушатся идеалы, казавшиеся еще вчера истинными и вечными. Наступило время для переосмысления атеистического вчера…
Церковь дорожила тем благословенным временем и активно использовала его для сеяния духовных семян. Молодежь разбивалась на группы и расходилась по школам, по классам. В программе встреч со школьниками были беседы на библейские темы, христианское пение, ответы на вопросы, личные общения с желающими. Дети и учителя воспринимали такие встречи очень хорошо.
В 1994 году Павел Иванович Кобзарь был рукоположен на епископское служение. Диаконское служение несли Шаньгин Николай Васильевич, Коняев Михаил Степанович, Санду Федор Федорович.
В эти годы стали активно создаваться малые группы по изучению Библии. Такие группы давали замечательную возможность не только вместе размышлять над Божьим Словом, но и в узком кругу делиться переживаниями, молиться за нужды друг друга, оказывать действенную помощь. Нередко малые группы проходили в домах стариц, братьев и сестер с ограниченными возможностями, которые не могли часто посещать собрания и особенно нуждались в христианском общении.
В церкви была организована пасторская школа. Многие из обучавшихся в ней братьев сегодня благословенно трудятся в разных общинах.
Вскоре церковь избрала еще двух диаконов Легкого Василия Ивановича и Артемьева Олега Валерьевича. Они оба закончили Санкт-Петербургскую богословскую академию, оба прекрасные проповедники и учителя. Олег Валерьевич был руководителем молодежи, также вел детскую работу. С группой молодежи он проводил библейские занятия в Эжвинском коррекционном интернате.
Несколько лет назад Олег Валерьевич уехал в США. Там он возглавляет библейский колледж, который готовит миссионеров для благовестия по всему миру.
Василий Иванович в 2001 году был избран на пресвитерское служение.
Наши дни
В 2005 году Василий Иванович Легкий стал старшим пресвитером по республике Коми, в то же время он продолжил нести пасторское служение.
В настоящее время церковь растет и активно развивается в таких служениях, которые в период борьбы с религией не могли даже открыто существовать. Это детское служение - не только в церкви, но и среди неверующих детей. Группы молодежи каждую неделю посещают детские дома и интернаты, проводят с детьми и подростками библейские занятия, организуют праздники.
С 2000 года церковь участвует в проведении летних и зимних форумов для детей. Программы форумов направлены на изучение Писания, на применение библейских истин в жизни, на укрепление веры. Также молодежь организует детские площадки в селах и деревнях Коми, куда приглашаются все желающие. Площадки дают возможность поделиться с детьми (и их родителями) благой вестью, подружиться с ними. Проведение площадок тесно связано и с социальным служением, так как молодежь, общаясь с детворой до обеда, во вторую половину дня благоустраивает детские игровые территории (ремонтирует скамейки, «грибки», красит песочницы и заборы, устанавливает бесплатные батуты), оказывает помощь ветеранам войны, убирает от мусора кладбища, скверы, ремонтирует жилье малоимущим семьям. Молодые братья и сестры делают эту работу с радостью, ведь добрыми делами они свидетельствуют окружающим о Христе.
Еще одна часть социального служения – это рождественские подарки, которые церковь с любовью собирает для детей-сирот и детей из малоимущих семей, а также проведение в детской больнице и социальных центрах праздничных программ, через которые также проповедуется благодать и любовь Божья.
Церковь подвизается в служении реабилитации алко- и наркозависимых, которым занимается миссия «Добрый самарянин». Ответственный за это служение диакон Олег Юшков. Не так давно открылся центр реабилитации в поселке Жешарт. Мы благодарим Бога, что Своей силой Он освобождает людей от страшных зависимостей, выводит их из греховного мрака. Мы видим Руку Божью и Его благословение в этом служении. Многие из бывших зависимых сегодня в церкви. Они служат своему Спасителю, они создают христианские семьи, у них рождаются дети. Бог дал этим людям свободу, и теперь они идут к тем, кто сегодня связан цепями наркотиков или алкоголя, чтобы победа Христа восторжествовала в жизни «узников» тьмы.
В настоящее время церковь продолжает нести служение милосердия. Наши благословенные сестры Нина Киричук, Мария Жураковская, Татьяна Самарина и брат Александр Старцев с любовью и жертвенностью служат братьям и сестрам с ограниченными возможностями: окружают их теплотой, вниманием, молитвенной и физической поддержкой: вывозят на природу, устраивают для них праздничные обеды в церкви, посещают дома. Это служение распространяется на всех братьев и сестер, кто пребывает в физической немощи из-за болезни или преклонного возраста.
Миссионерское служение несет брат Алексей Геннадьевич Щучалин вместе с супругой Елизаветой. Они духовно поддерживают малые группы, проводят семинары, душепопечительские беседы, возвещают Благую весть по всей республике Коми.
В 2013 году пастором церкви избран Сергей Васильевич Попов. Церковным хором руководит регент Галина Стрепетова (дочь Павла Ивановича Кобзаря), помогает ей молодой брат Авель Бурлак. Молодежное служение координирует диакон Александр Рубцов. Для детей и подростков есть воскресная школа.
Работает библиотека духовной литературы.
  И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой…
Сыктывкарская церковь евангельских христиан баптистов одна из старейших не только в нашем городе, но и во всей республике Коми. Она создавалась в суровых, чрезвычайно тяжелых условиях гонений на христиан. Много скорбей и лишений выпало на долю детей Божьих. Но, благодаря их верности, терпению и посвященности Христу, искры Божьей веры распространились и превратились в пламя. Наши предшественники, выдержав великий подвиг страданий и каждый день свершая подвиг веры, сеяли Божье Слово. Мы вошли в труд их, пожиная созревшие нивы людских душ. Пусть жизнь тех, кто шел за Христом впереди нас, будет примером для сегодняшних верующих: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (послание к Евреям, 13:7).
Господь, по милости Своей, хранит церковь, она живет и растет. Она стала матерью других общин: Выльгортской и Эжвинской. Да благословит Бог нашу церковь ходить в истине, приводить ко спасению людей, пробуждать новые души, сиять светом Христа в этом мире и влиять на окружающее ее общество.

Светлана Попова, Тарасевич Андрей, ноябрь 2013 года


Возврат к списку