Сведения исследований ученых-атеистов Коми филиала АН СССР

По результатам недавно проведенных исследований выявились новые подробности истории баптистской церкви в Республике Коми. Ранее в христианской газете ЕХБ Коми- «Цели» (№7, 2008 год, с. 11) , мы опубликовали статью об истории церкви на основании воспоминаний Нины Гармашовой (дочери первого пресвитера сыктывкарской церкви), которые дополнили информацией, сделавшейся известной после проведения областной конференции церквей (11-12 апреля 2008 года). Сегодня мы располагаем большим количеством исторических документов о служении евангельско-баптистских церквей в республике, в начале XX века. Мы нашли подтверждения многим воспоминаниям членов церквей в архивах и научных работах. Мы готовы постепенно опубликовывать проверенную информацию.

Общие сведения об истории церквей в Коми в 20-60-х годах XX века

Нужно отметить, что баптисты в принципе, и коми баптисты в частности, почти не уделяют внимание своей истории. Это позволяет иметь место голословным обвинениям в адрес церкви, порождает комплексы и недопонимание. Между тем, церковь ЕХБ имеет богатую историю, достойную того, чтобы ее знали и считались с ней. Так или иначе, «пути Господни неисповедимы», и когда историю церкви не пишут верующие, ее пишут атеисты. В нашем случае, мы находим несколько серьезных исследований баптистской церкви в Коми в работах Ю.В. Гагарина (старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР ), который основывается на партийных документах Коми обкома КПСС. В 60-х гг. прошлого столетия "Коми книжное издательство" опубликовало брошюру "Евангельские Христиане-Баптисты" о истории церкви в Коми.
Община евангельских христиан-баптистов возникла в 1922-1923 гг. в Усть-Вымском уезде, (согласно воспоминаниям Гармашовой Н. в 1920 году), на территории Айкинской и Гамской волостей. Ю.В. Гагарин сообщает, что у основания ее стояли две студентки, уверовавшие в Петрограде: К.Р. Каракчиева и Л.М. Канева. Кружок христианской молодежи, который возник там-же именовался «Союз христианской молодежи» (Партийный архив Коми обкома КПСС ф.1, оп2, д 1855 л. 71) , в который по архивным данным входило около 20 юношей и девиц. В 1927 году община насчитывала 43 человека. Сведения о существовании церкви очень скудные, а Ю.В. Гагарин сообщает, что с началом сплошной коллективизации община прекратила свое существование.
В 1922 году крестьянин Роман Патов, «вернувшийся из армии баптистом» (в воспоминаниях некоторых членов церквей, он был участником Первой Мировой Войны, попавшим в плен к немцам, где и уверовал) нес благую весть о Христе в селении Ыб. В 1924 году церковь баптистов в Ыбе составляла 30 человек (19 мужчин и 11 женщин), которые в основном были середняки, бывшие православные . Атеистическая пропаганда и «разъяснительная работа» привела к тому, что к 1930 году их насчитывалось около 15 человек, сведений относящихся к середине 30-х годов относительно общины нет. Ю.В. Гагарин говорит о прекращении ее существования. («История религии и атеизма народа Коми», Ю.В. Гагарин, «Наука» 1978 г. М. с. 259).
Кружок христианской молодежи в Усть-Вымском уезде прекратил существовать к началу 30-х годов. Возможно, церковь баптистов в Айкинской волости просуществовала дольше. Ю.В. Гагрин пишет, об исчезновении ее с началом насильственной коллективизации («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 58).
В послереволюционный период в Коми наметился подъем баптистского исповедания. Этому способствовало то обстоятельство, что в период гражданской войны и массовой коллективизации сюда, в порядке административного выселения некоторое количество (по Гагарину : «из числа кулаков и участников контрреволюционных выступлений») баптистов и других «сектантов». Причем, автор отмечает, что «наиболее многочисленными и активными были баптисты-евангелисты». Наиболее «реакционными» являлись группы верующих в с. Усть-Кулом и г. Сыктывкар, образовавшиеся из числа ссыльных кулаков в 30-е гг. Это обстоятельство говорит о том, что еще до 1943 года (год официальной регистрации сыктывкарской церкви ЕХБ) в городе существовала община. По архивным документам эти общины обвинялись в связях с антисоветскими организациями, заграничными структурами (якобы баптисты-немцы сообщались с баптистскими организациями в Германии) и обвинялись во вредительстве- что является вероятнее всего сфабрикованными данными («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 47).
В 1932 году из села Карамышево Псковской области прибыл в город Ухта Антонов Николай Антонович отбывать срок в 12 лет за веру в Христа (сообщает Нина Гармашова). Он свидетельствовал о Господе в Ухтпечлаге, вероятнее являлся одним из участников групп баптистов в лагере.
Автор подчеркивает, что с победой социализма, деятельность большинства религиозных течений прекращается («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 61). Он утверждает что к середине 30-х годов прекращают повсеместно существовать группы баптистов, что явно неверно. По воспоминаниям Гармашовой Н. - в 30-е годы группа баптистов существовала Вок – Вад Сысольского района, к тому же старожилы ухтинской церкви утверждали, что группы верующих начали собираться с середины 30-х годов (самая первая группа собралась в селе Водном). Известны данные о расстрелах нескольких групп “сектантов-баптистов ” в Ухтпечлаге в тридцатых.
С началом войны в архивах вновь появляются данные о группах баптистов, лютеран, католиков(«Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 62).
"Вероучение ЕХБ в Коми АССР среди других («сектантских»), является наиболее крупной по количеству последователей" (впереди находятся православие и старообрядство). В 60-х годах Ю.В. Гагарин подтверждает существование церквей в городах Сыктывкар, Ухта (подчеркивает, что они официально зарегистрированы) и насчитывают по его подсчетам около 140 человек. Кроме этого он говорит о существовании церквей ЕХБ в Сосногорске, Воркуте, Печоре. Общины баптистов существуют в п. Лемпы, п.Дутово, п.Тракт, п.Железнодорожный, с. Ачим, п. Мадмая, п. Межог. Группы находятся в Микуне, п. Новый Бор, д. Выльвидз, п. Приозерный. Общая численность баптистов в этот период (по подсчетам исследователя) около 350 человек. Большинство общин возникло в послевоенный период. Ю.В. Гагарин сообщает, что большая часть баптистов сосредоточенна в городах и промышленных центрах. В селах проживает около 5%.(«Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 121).
В 50-х гг. по просьбе некоторых церквей администрации выделяют дома для молитв.
На стр. 124 в работе «Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление» Ю.В.Гагарин упоминает существование общины ЕХБ в Инте в 50-х гг.
В работе Гагарин приводит даже процентное соотношение этнического состава, сообщая, что 31% баптистов составляют немцы 31% немцы, русские 30%, украинцы и белорусы 24% . Рост баптистов в послевоенный период не объясняется только приездом верующих- говорит автор. Из 83 опрошенных баптистов в г.Сыктывкаре и п.Дутово- 36 уроженцы Коми АССР. Из 47 приезжих- 15 стали баптистами прожив на территории Коми. «Руководители призывают «проповедовать Евангелие всякой твари» - баптисты ведут активную «вербовочную» работу. 47% Сыктывкарских и Дутовских баптистов – утверждает Ю.В. Гагарин – в прошлом были православными, 3% были лютеранами». Несмотря на то, что в Сыктывкаре есть действующая православная церковь, половина баптистов в городе некогда были православными, их привлек баптизм «…вниманием, взаимопомощью, простотой культа, известными требованиями соблюдения норм нравственности» («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 122-123).
Для борьбы с ростом религиозности в 57-58 гг налаживается «индивидуальная работа», для разубеждения целых групп (на примере Минусинска известны случаи агентов в церквях, но информация об таковых в Коми естественно автором не описывается).
Нина Гармашова вспоминает, что "в пятидесятых годах стали власти усиливать притеснение. Были приобщены к слежке и соседи. Пришлось многим верующим собираться, в лесу, на полянах, на берегах рек."
Гагарин приводит цитаты анкетных данных и личных встреч с баптистами того времени. Например Александра Г. говорит: «Раньше я ходила в православную церковь. После гибели мужа я встретила поддержку у братьев и сестер…Приняла крещение , теперь чувствую Дух Божий в себе.»
На молитвенные собрания в ряде мест приходили католики, лютеране, евангелисты, менониты, которые в силу своей малочисленности не могут создать объединение. Многие из них затем перешли в баптистскую веру. (Ю.В. Гагарин, «Евангельские Христиане-Баптисты», Сыктывкар, 1965 г. , стр 25).
Если баптистская церковь в 50-х – 60-х п.Дутово состоит преимущественно из бывших православных и приезжих баптистов, то сыктывкарская на 1/5 состоит из бывших неверующих.
Из 20 уверовавших в баптизм, 7 ,как правило, пришли под воздействием родителей, на других повлияли верующие в т.ч. родственники.
«Баптисты на религиозное воспитание в семье отмечают, в отличии от православных, особое внимание». Большинство баптистов (сыктывкарских) отвечают, что считают своим долгом воспитать детей в религиозном духе. «Многие родители заставляют посещать детей собрания, учить молитвы, читать религиозную литературу».
«Интинская община ЕХБ устраивает детские утренники, на которых дети знакомятся с религиознвм вероучением, участвуют в играх и заучивают псалмы.»
Баптистка из г. Сыктывкара Серафима Г. : «Когда заболела мать и умер муж, места себе не находила. И через сон Бог мне открыл : «Читай Евангелие, верь Богу и будет покой».
Автор отмечает, что верующие баптисты оказывали материальную помощь и сочувствие нуждающимся. Так же баптисты «ходят по домам, приглашают случайных прохожих на свои моления».
Возрастной состав баптистов 60-х годов:
Сыктывкар, Ухта, Печора, Лемты, Тракт, Княж-Погост: опрошено около 188 человек, из них до 30: 2,1%, 31-40 14,9%,41-50 20%, 51-60 27,1%, больше 60-ти – 36,6%
Сосногорск, Воркута: опрошено оголо 75 человек, из них 5,4% до 30 лет, 14,6% от 31 до 40, 42,7 % от 41 до 50 лет, 21,3 % от 51 до 60, 16% больше 60 («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 124).
Гагарин отмечает, что особенно среди ЕХБ подавляющее большинство прихожан старше 40 лет. Не смотря на это у баптистов больше молодежи чем у православных и староверов.
Среди баптистов большая часть имеет начальное образование (более 60%), семилетнее около 20%, среднее 6%, неграмотных 8% (данные по церквям г.Воркуты,Сыктывкара, Дутово, Лемты.
Автор вновь отмечает, что уровень образования выше чем у православных и старообрядцев, но уступает общим показателям по Коми АССР.
Большая часть баптистов не занята в общественном производстве: иждивенцы, пенсионеры, домохозяйки около половины- считает автор. 17% - няни, сторожа, уборщицы, возчие. 7% служащие. Остальные рабочие. (На основании чего делаются подсчеты не указанно).
В церквях наблюдается половая диспропорция, ¾ - это женщины. Из них немало вдов и одиноких (Воркута, Сыктывкар,Инта, Печора, Ухта, Тракт, Сосногорск,Лемты).
Ю.В.Гагарин прогнозирует отживание баптизма. В доказательство этому он приводит данные, что с 1958 по 1970 гг. количество баптистов сократилось на 20-25% («особенно это видно по воркутинской баптистской церкви, сократившейся в 2 раза и в итоге составившей около 70 человек» ). («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 125-126).
В результате разделения 1961 года на ВСЕХБ и СЦ ЕХБ, Воркутинская и Сосногорская церкви выделились из состава союза и вошли в Совет Церквей. Из сыктывкарской церкви вышли 15 верующих, во главе с Янценым (пресвитер церкви в тот период Попов).
Автор предполагает, что большинство вышедших из союза были введены в заблуждение «Братским листком» и слухами, которые тот распространял.
Но уже в 70-х годах Гагарин отмечает тенденцию к примирению на основании принятия Устава ВС ЕХБ.
«Баптистское вероучение основано на Библии, которая расценивается как главный источник познания, мерило праведности (поведения)» («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., с 128).
Автор отметил, что во время богослужения в Сыктывкаре и др. городах звучит 3-4 проповеди, а богослужения проходят 3-4 раза в неделю.
«Многие баптисты имеют собственные Библии и регулярно их читают». (Ветхий завет есть у 63% сыктывкарцев, Новый завет у 73,5%). 10% читают журнал «Братский вестник». В жизни баптистов значительное место занимает толкование Библии. 49% опрошенных знакомы с основными положениями учения ЕХБ и могут их толковать.
Борьба с ростом церквей обострилась в 70-е годы. С 1971 по 1975 гг было проведено 7 тыс. научно-атеистических лекций и 84 тыс естественно научных.
Цитаты проповедей в Сыктывкарской церкви «Если человек и достигнет других планет, все равно Господь его достанет. Все что в мире делается,- делается с благословения Бога» (60-е).
«Люди науки говорят, что мир вечен и бесконечен, а раз так, то почему же душа не может быть вечною?»
Ухтинский пресвитер Роман Никодимович (проповедь в Сыктывкаре): «Нам иногда говорят, что мы верим в то, что невидимо. Но ведь и неверующие (атеисты) верят в то, что видеть нельзя. Например, ветер в Новороссийске недавно сорвал крыши с домов, повалил деревья, ветры дуют и у нас, но их никто не видит. Неверующему в ветер скажем: «Подставь лицо и ты ощутишь его дыхание, не верующему в Бога,- открой сердце, и душа узрит его». Непочуствовав ветра, не поймешь его описание в книге, не почувствовав Бога, не помешь Библии».
88% баптистов (опрошенных в Коми) имеют представления о Боге , это больше , чем у православных и старообрядцев («Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление», Ю.В. Гагарин, «Коми книжное издательство», 1971 г. М., стр. 131).
Баптисты (Сыктывкар и Дутово) ответили: Бог- вездесущий Дух- 48%. Анна Г (Дутово): « Бог- Святой Дух, видеть которого не возможно,как и совесть». Николай А. (Сыктывкар): «Бог- это невидимый Дух. В Библии сказано, что Он сотворил человека по образу Своему и подобию, это духовное подобие, а не телесное». 5% написали: «Бог есть любовь».
Гагарин Ю.В. задавал вопрос о причине войн: 17 % затруднились ответить, 45% сказали что это соц-экономич. Причины и грех людей, 38% - сказали, что это наказание от Бога. На вопрос о причине болезней: 28% ответили «наказание Божье», 55% «естественные причины».
Баптистскую веру ученый охарактеризовал как «гибкую и утонченную».
Из проповеди в г. Сыктывкаре (Николай А.): Время может быть упущено, уйдешь в вечность, не раскаешься, это ужас… Смерть грешника,- вечная погибель и муки ада. Поэтому самый важный вопрос для человека- вопрос спасения (стр. 133).
Он отмечает, что Коми баптисты как и все, исповедуют всеобщее священство, спасение без посредников, а исключительно через Иисуса Христа и Его искупительную жертву.
Проповедь печерского пастора в Сыктывкаре (Павел Ш.) «Смысл земной жизни – стремление к небесам путем совершенствования себя через исполнение Божьих заповедей.» Мир баптистами рассматривается следующим образом: «Все что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», но на одном из собраний пастор увещевал «Мы должны жить в мире, чтобы нести в него Слово Божие».
Культурная жизнь баптистов: (конец 60-х) 70% читают газеты, 47% читают книги (преимущественно художественные), 3% регулярно ходят в кино (11% изредка). Многие избегают посещения кино. 31% по болезни, и 49% отрицают желание.
«Я считаю, где нет Христа, там мне и делать нечего» (Л. П. Дутово).
*«Кино- разврат и неправда, и аморальность, оно не для верующих»(С. Г. Сыктывкар).- не точно.
Большинство свидетельствуют о стыде за свою греховную жизнь до принятия Христа. Баптисты не пьянствуют, не сквернословят, честно работают, но именуясь «Божьими избранниками» видимо ставят себя выше других трудящихся- пишет Гагарин.
Баптисты отличаются развитой регламентацией. Многие ведут хозяйственные дела молитвенного дома,посещают больных, оповещают о собраниях. Старший пресвитер Сорокин увещевал на служении в Сыктывкаре, о необходимости поддержки и внимания, своевременного увещевания брата или сестры в небрежности молитвы или проступке и т.п.
Убранство богослужебных комнат составляют яркие плакаты, Библейские цитаты под рамочками, цветы и гирлянды по праздникам. Практикуется обмен проповедниками («для создания видимости масштаба баптизма»). Многие общины баптистов в Коми имеют свой хор, куда привлекают преимущественно молодых.
Молитвенные собрания посещают около 80% верующих. В Сыктывкаре воскресное Богослужение посещают 80% верующих, по будням около 25-30%. Это значительно больше чем в православном приходе (стр. 139).
Опрос среди баптистов Сыктывкара и с. Лемты: Что вас превлекает в служении? 63% - общая молитва, 56% общение с единоверцами, 50% проповеди, 39% совместное пение, 22% обряды, 19% другие причины. Автор отмечает, что здесь наблюдается более высокая духовность, чем обрядовость. Баптисты в отношении молитвы более стойкие верующие, чем православные,- замечает автор. Регулярно молятся 81,3% баптистов, 15% не регулярно, 3,7% вовсе не молятся.
Анна. Е. (с. Лемты): «Если есть нужда, я сама накладываю на себя пост. Я пребываю весь день в молитве и чтении Евангелия, а что касается еды, то мне и духовной пищи хватает».
Особенности: праздную праздник жатвы (праздник урожая), прославляя Бога за спасенные души. День единства, посвященный воссоединению баптистов и евангельских христиан в ВС ЕХБ в большинстве церквей игнорируется.
Обряд крещения предполагает «завершение обращения к Богу», его преподают совершеннолетним, по истечении испытательного срока, с условием публичного покаяния- верно отмечает Гагарин.


Тарасевич Андрей

 


Возврат к списку